Слуга государев /рецензия/
Россия, 2007
Мелодрама, костюмный фильм
115 мин.
|
|
Режиссер:
Олег Рясков
Сценарий:
Олег Рясков
В ролях:
Дмитрий Миллер,
Александр Бухаров, Ксения Князева, Николай Чиндяйкин, Ольга Арнгольтц, Алексей Чадов, Валерий Маликов, Евгений Меньшов.
Официальный сайт фильма:
http://www.slugagosudarev.com
|
Мне не нравится квасной патриотизм в духе Никиты Михалкова, убого слишком. Можете представить, как я был рад, видя картину Олега Ряскова, где этого квасного патриотизма нет ни капли. Зато есть история России, над которой нам предстоит еще думать и думать.
Собственно, сам фильм вовсе не про Россию. Два пальцастых француза поцапались из-за какой-то шлюшки Людовика XIV, и Людовик выслал их на поле брани - одного к русским, другого к шведам. Назревала битва под Полтавой, так что Людовик неплохо выкрутился, посылая этих дуэлянтов на верную смерть.
Вполне естественно, что вся интрига вертится вокруг шевалье де Брезе, попадающего в Россию. Но в Россию он попадает не сразу. Сначала идут поляки, устраивающие шоу с черным всадником, держащие таверну около границы и вообще питающие ненависть к Петру.
Петру побоку. Шведов он мочит в пушкинских традициях, ему побоку на французов, на тех же шведов, но он всегда готов их выслушать, но не особо прислушивается, все-таки шведы - враги.
А шевалье де Брезе тем временем уже мчится в Россию, знакомится с простым русским офицером на польской границе, проявляет себя крутым парнем, чем заслуживает уважение со стороны офицера «потешных полков» Петра - Григория Воронова (Мечникова по другим источникам).
И вот тут начинается сыр-бор. Кто там слуга государев? Не Брезе, это точно, но и Воронов не тянет на слугу государева! Что-то Рясков перемудрил, делая отзывчивого героя второстепенным персонажем. Режиссеру не удалось перетянуть внимание на Воронова, слишком долгое и пафосное вступление, зритель сосредоточен на характере шевалье де Брезе, а Гришка Воронов всего лишь его подсобник.
Несмотря на это, все актеры сыграли с блеском, даже не хочется выделить кого-то особо. Вообще, Россия всегда славилась костюмно-историческими фильмами, ту же «Войну и мир» старшего Бондарчука припоминаете? Традиции-то у нас хорошие, вот только почему новый фильм Ряскова смотрится через «не хочу»? Попытаюсь на этот вопрос ответить.
Прежде всего, никому сейчас не интересно, кем был Петр, или король Швеции Карл. Я намеренно не пишу цифру после Карла, так как прочел рецензию Татьяны Панкиной «Риторика полтавской битвы» - та не пишет цифру просто по неграмотности, так что решил поддержать поколение next. И вообще, чувственная рецензия Татьяны написана через «не хочу». У нас многое делается через «не хочу», не спорю. Отсюда и подозрение, что Рясков снял свой фильм тоже через «не хочу».
Я в курсе, что есть сценарий продолжения подвигов шевалье де Брезе. Можно поставить фильм для упертых старушек, можно и сериал забацать. Но я так же в курсе, как этот фильм делался. Музыку на первых минутах припоминаете? Тема из «Пиратов Карибского моря», даже завершающий торпедный аккорд один в один. Хороший компоузер, ничего не скажешь.
Понимаю Ряскова, что ему хотелось показать убогую, но бросающую вызов Россию, особенно в сравнении с загнивающим дворцом французского короля, но при всем желании сказать что-то хвалебное о фильме, не чувствую под собой опоры.
В фильме нет идейного стержня. Снято вообще непонятно для кого. Ну да, шевалье крут, Гриша Воронов крут, даже Петр Первый крут. И что? А где характеры? Шевалье де Брезе вообще выставлен идиотом, вроде Терминатора, он выпендривается перед шлюшкой, трахает ее, потом ссылается в Россию. А за какие, собственно, заслуги ему такая честь? Обычный гопник-дуэлянт, влюбившийся в не менее обычную потаскушку. Тему любви можно было раскрыть, но режиссер побоялся развивать тему. Пусть бродят картонки.
Вообще, после концовки создается странное впечатление. Ну да, паруса на корабле раздулись, герои плывут в неведомую даль. Потаскуха и потаскун - сладкая парочка. Остается только надеяться, что их встретит Джек Воробей и поучит уму-разуму.
.
© Генрих Лиговский
- Все факты в архиве NB и киноляпах.