Остров /рецензия/
ТК "Россия" (РФ), 2006
Драма
112 мин.
|
|
Режиссер:
Павел Лунгин
Сценарий:
Дмитрий Соболев
В ролях:
Петр Мамонов,
Виктор Сухоруков,
Дмитрий Дюжев,
Нина Усатова,
Юрий Кузнецов, Виктория Исакова.
Официальный сайт фильма:
http://www.ostrov-film.ru
|
Острова...
На фильм «Остров» едва ли кто обратил бы внимание, если бы не церковь, голос которой услышала паства. К сожалению, фильм сам по себе слаб, скроен наскоро то ли по заказу, то ли из-за интереса к экзотике места и темы.
Но мы не видим ни монастыря, ни даже острова, а лишь косу, на концах которой стоят у самой воды деревянная церквушка и котельня, между ними проложен длинный узкий мост, а трубы отопления проложены, вероятно, по дну залива.
В 70-е годы прошлого века монастырь с котельней, с подвозом угля вместо дров, как бы то ни было, имел признаки цивилизации, но мы-то видим современную разруху, в условиях которой отец Анатолий несет воздаяние, как в аду, и обладает всеведеньем умерших, что отдает, правда, знахарством нынешних целителей
всех мастей.
Тема покаяния ныне в СМИ главная, и фильм выполняет заказ, но, как бывает в подобных случаях, весьма примитивно. История отца Анатолия могла быть любой, даже совершенно непроясненной, достаточно того, что у него в монастыре проявился некий дар и к нему потянулись люди. Но создатели фильма выдают монаха
с головой: он испугался смерти, предал капитана буксира и даже выстрелил в него, - рядом с товарищем это ничтожество.
Ничего страшного, это нынешняя тенденция разоблачать ничтожество человека. И, самое удивительное, это ничтожество тут же выдавать за героя, который, видите ли, уверовал, покаялся и сделался чуть ли не учителем монахов и иерархов церкви, провидцем и целителем.. Новый Григорий Распутин, в котором церковь
увидела свою опору?
У создателей фильма была возможность выбрать другого - того, который с достоинством встретил смерть - даже не от врага, а от своего товарища, чудом выжил, остался в монастыре, сила духа с силой веры обнаруживает себя как дар провидца и целительства, и у фильма была бы, по крайней мере, нравственная
основа.
Герой фильма - тот, который выжил, воевал до Победы, дослужился до адмирала, - остался вне фильма, антигерой занял его место. Что делать, место действия - крохотный остров, Богом забытый край, хотя там только и молятся. Внезапно проносится поезд - как весть о большом мире, о великой эпохе, но тут же
авторы фильма играют на снижение: у адмирала дочь больна. Едет на поклон к монаху-целителю... Отец Анатолий все угадывает и ведет себя, как тетерев на току или петух, больная девушка откликается соответственно. И сцена на дальнем островке...
Мы помним, как подобная ситуация закончилась у Льва Толстого в его повести «Отец Сергий». Девушка и ведет себя на снегу так, как будто ее насилуют, а у монаха, который вроде бы жил в котельне, на груде угля спал, вдруг роскошный тулуп, пара хоть куда. Но он честно ограничивается молитвами, а девушка
приходит в себя с изгнанием беса. А чтобы она окончательно поправилась, ее отец должен исповедаться и причаститься. Как с исцелением мальчика, все под вопросом. Авторы фильма не решаются настаивать на чуде.
Монах чувствует приближение смерти и ложится в заранее изготовленный для него гроб. Он может спокойно умереть - успел покаяться, да и убийства не было. Но предательство было. И не только товарища, а всех ценностей великой эпохи, что нельзя заменить заученными молитвами. Или авторы фильма, церковь и
публика, принявшая близко к сердцу фильм, думают, что можно?
Так, о чем же фильм «Остров»? О чем фильм «Космос как предчувствие»? О чем «Девятая рота»? «Эйфория»? И многие другие последних десятилетий?
Это острова в миросозерцании создателей фильмов, утративших подлинное представление о России с ее бесконечными просторами, великой историей и культурой. Острова со следами современной разрухи, причины которой ищут не там.
.
© Петр Киле