Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф /
The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe
Disney Pictures (США), 2005
Фэнтези
140 мин.
|
|
Режиссер:
Эндрю Адамсон (Andrew Adamson)
Сценарий:
Энн Пиакок (Ann Peacock)
В ролях:
Тильда Суинтон (Tilda Swinton),
Джорджи Хенли (Georgie Henley),
Скандэр Кинес (Skandar Keynes),
Уильям Мосели (William Moseley),
Анна Попплевелл (Anna Popplewell).
Официальный сайт фильма:
http://disney.go.com/disneypictures/narnia/
|
Дверь в сказку
В стареньком шкафу, набитом шубами и нафталиновыми таблетками, таилась неведомая простым смертным дверь в сказочную страну, имя которой - Нарния.
Однажды древнему пророчеству этой страны будет суждено сбыться, и волшебная дверь распахнется, чтобы впустить в свой мир четырех его спасителей.
Спаси и сохранись
Начало 40-х годов прошлого века. Лондон подвергается бомбежкам, в городе неспокойно. Многодетная мать отправляет детей подальше от города, к старенькому профессору, другу семьи. Две сестры и два брата изнывают во временном приюте от скуки, но в один прекрасный день младшая сестра натыкается на старый платяной шкаф, служащий порталом в другой мир. Постепенно проникаясь доверием к Люси, дети оказываются по ту сторону портала, где их ждет встреча с волшебством Нарнии.
Нарния погибает. Злая колдунья, возомнившая себя Ледяной королевой, наводит свои порядки, погружая некогда цветущую страну в вечную мерзлоту. Ей противостоит лев Аслан, бессильный что-либо сделать без помощи четырех потомков Адама и Евы, которые, согласно пророчеству, должны одолеть самозванку и вернуть Нарнии былое величие.
Льва нисколько не смутит, когда вместо богатырей к нему явятся такие никудышные бойцы, как маленькая Люси, падкий до вражеского рахат-лукума Эдмунд, трусиха Сьюзен и заносчивый Питер. Кроме того, новоявленные герои начнут сомневаться в исходе решительной битвы, особенно старший Питер, обещавший матери сберечь родню, что бы там ни случилось. Но все же они примут решение, битва за Нарнию неизбежна. Пророчество сбудется, ведь в конечном счете побеждает не сила, а закаленная в мужестве и предательстве вера.
Перчатка Властелину
До сих пор в области высокотехнологичного фэнтези безраздельно властвовал Питер Джексон, швыряясь хоббитами Толкиена направо и налево целых три года. Радует факт, что хоть кто-то осмелился бросить вызов спорной готике Джексона, занявшись экранизацией книг Клайва Льюиса и сохранив при этом антураж добрых, наполненных символизмом и библейскими аллегориями сказок.
В фильме «Лев, колдунья и платяной шкаф», как и в одноименной сказке, отчетливо прослеживается аналогия с самопожертвованием Христа, противопоставление веры диктатуре. Лев Аслан, уходящий на заклание во имя веры и искупления чужого греха, - наиболее трогательный пункт, отраженный кинематографистами «Дисней Пикчерз» крайне бережно по отношению к первоисточнику. Искушение, пережитое мальчиком Эдмундом, передано не столь ярко, но в целом библейский подтекст улавливается. Именно подтекст, воспринятый многими критиками за пресловутый диснеевский морализм.
Однако, этот самый морализм все же присутствует. Несколько передержана тема доверия. Невольно вспоминается «Цыпленок Цыпа», герой которого буквально подыхал от того, что ему никто не верит. И в новом фильме создатели опять принялись мурыжить эту тему и малость переборщили, перемешав понятия веры и доверия. Во всяком случае, мотивация детишек, решивших сражаться на стороне Добра за любовь к волшебной Нарнии, выглядит неубедительно.
Резюме
Студия Диснея прекрасно знает свою нишу в кинопрокате и следует ряду правил, среди которых есть требование к минимуму кровопролития на экране. Поэтому я понимаю, насколько сложно было Эндрю Адамсону снимать батальные сцены, без которых любой фильм-фэнтези выглядит пресно. А как бы он стал выкручиваться перед руководством, не окажись под рукой заживляющего бальзама!? Ведь увечья в диснеевских лентах должны отсутствовать или излечиваться мгновенно - такова политика компании. Впрочем, битва снята динамично, звери и фантастические твари получились на редкость убедительными, хоть и появляются лишь ближе к концу фильма, толком не представленные зрителю.
Что удивительно, фильм легко проглатывается и взрослой публикой. Поглазеть есть на что: великолепные новозеландские ландшафты (ага, с витающим призраком П.Джексона), говорящие бобры (прикольные, между прочим, бобры), ну и конечно, очаровашка Колдунья (Тильда Суинтон) - холодная как ледышка, но порой чертовски выразительная.
В визуальном отношении «Хроники Нарнии» все же проигрывают «ВК». На общих планах камера проводится большей частью в одной плоскости, как-то подозрительно линейно для продвинутого кино, иногда подводит наложение фона и теней, бросаются в глаза нестыковки в монтаже. Чувствуется недостаток опыта работы в столь масштабных проектах, но в целом картина смотрится легко, как добрая сказка. Сиквел неизбежен.
На данный момент планируется поставить все семь частей «Хроник». Что ж, будем надеяться, что остальные фильмы окажутся не менее зрелищными.
До встречи в шкафу!
.
© Генрих Лиговский
- Все факты в архиве NB и киноляпах.