Морфий /рецензия/
Россия, 2008
Драма
112 мин.
|
|
Режиссер:
Алексей Балабанов
Сценарий:
Сергей Бодров мл.
В ролях:
Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте,
Светлана Письмиченко, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Алексей Полуян, Валерий Зайцев, Александр Мосин, Ирина Ракшина, Даниил Шигапов
Официальный сайт фильма:
http://www.morfiyfilm.ru/
|
В объятиях морфия,
или Одинокая глупая деточка
Посмотрел по ТВ фильмы «Русалка» и «Шультес» — оба фестивальных хита оказались невразумительными байками ни о чем. После такого облома мне срочно потребовалась инъекция достойного отечественного кино. На ловца и зверь бежит: наша любимая «Аврора» представила новый фильм Алексея Балабанова — драму-притчу «Морфий», снятую по сценарию Сергея Бодрова-младшего.
Хорошее лекарство морфий...
В основе сценария — ранние автобиографические произведения Михаила Булгакова: цикл рассказов «Записки юного врача» и примыкающий к нему рассказ «Морфий». Итак, в 1917 году в российское захолустье приезжает 23-летний доктор Михаил Поляков (Леонид Бичевин). Вместе с фельдшером Анатолием Лукичем (Андрей Панин) и медсестрами Анной Николаевной (Ингеборга Дапкунайте) и Пелагеей Ивановной (Светлана Письмиченко) Поляков начинает свою практику, проявляя несомненный талант. Но один вынужденный укол морфия перечеркивает будущее и самого Полякова, и влюбившейся в него Анны Николаевны...
Все мои опасения относительно исполнителя главной роли оказались напрасны: Бичевин замечательно справился с непростой ролью, убедительно показав и психологическую, и физиологическую стороны разложения талантливой и яркой личности. И вновь, как и в «Грузе 200»: в истории конкретного человека угадывается глобальная трагедия: сладкий яд наркотика медленно, но верно разлагает душу и тело молодого доктора, точно так же как сладкий яд революционных идей отравляет тело и душу всей страны, — и вырваться из смертельных объятий не суждено никому.
Кроненберг отдыхает
Балабанов создал очередной киношедевр мирового уровня. Единственное, что не позволяет рекомендовать «Морфiй» всем и каждому, — это его запредельный натурализм. Все медицинские аспекты показаны в фильме максимально точно — например, уколы в кадре делались по-настоящему, а в эпизоде ампутации ноги актера в кадре заменил квалифицированный хирург. При этом три эпизода — роды, трахеотомия и особенно ампутация — дадут фору самому Дэвиду Кроненбергу, признанному мастеру кинонатурализма.
Нельзя обойти вниманием блистательный саундтрек, лейтмотивом которого стала самая скандальная песня Александра Вертинского — «Кокаинетка», исполненная талантливым юным пианистом С. Кузьминым. Финал фильма заставляет вспомнить ее последние строчки: «Так не плачьте ж — не стоит, моя одинокая деточка, / Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы... / Лучше детскую шейку свою затяните потуже горжеточкой — / И ступайте туда, где никто вас не спросит, кто вы...» Как писал сам Вертинский: «Конечно, это было ужасно непедагогично, но ничего другого я не мог ей посоветовать». Эти слова можно отнести и к фильму Балабанова. Конечно, фильм ужасно непедагогичный. Но вот это — настоящее современное российское кино, которое останется в Вечности. В отличие от распиаренных хитов-однодневок.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"