Возвращение Одиссея /рецензия/ The Return
Великобритания, Италия, Греция, Франция (2024)
драма 16+
1 ч 56 мин
|
|
Режиссер:
Уберто Пазолини
Сценарий:
Эдвард Бонд, Джон Колли, Уберто Пазолини
В ролях:
Рэйф Файнс,
Жюльет Бинош,
Чарли Пламмер, Марван Кензари, Том Рис Харрис, Анхела Молина, Амир Уилсон, Хью Куарши, Клаудио Сантамария, Джаз Хатчинс
|
Трудный путь домой,
или Без богов и монстров
История античного героя Одиссея не раз становилась источником вдохновения для кинематографистов. Российскому зрителю особенно памятна масштабная телевизионная эпопея в постановке Андрея Кончаловского, насыщенная богами и монстрами. Однако итальянский режиссер Уберто Пазолини, создавая фильм «Возвращение Одиссея» (в оригинале просто «Возвращение»), подошел к мифу с неожиданной стороны: во-первых, по примеру «Трои» убрал из сюжета всю мифологическую составляющую, а во-вторых, как можно понять из названия, сосредоточил действие на возвращении Одиссея из троянского похода.
Вернуться домой
Итак, если кто забыл хрестоматийный сюжет, напомню, что царь острова Итака Одиссей (Рэйф Файнс) возвращается на родину после 20-летнего отсутствия. Однако здесь его никто не может узнать, и неудивительно: это уже не хитроумный герой и не могучий воин — Одиссей постарел и до крайности истощен физически, а главное, морально. Его мучают воспоминания о пережитых ужасах — как Троянской войны, так и последующих злоключений в долгом пути домой.

Однако вместо желанного покоя под крышей родного дома судьба уготовила герою новые испытания. Его престарелый отец лежит на смертном одре, сын Телемах (Чарли Пламмер) еще юн и неопытен, и некому защитить его жену Пенелопу (Жюльетт Бинош) от посягательств многочисленных женихов, каждый из которых жаждет взять ее в жены и стать царем Итаки. Одиссею, испытывающему отвращение к насилию, приходится снова взять в руки оружие, чтобы спасти свой дом и наконец-то обрести покой...
Вернуться к себе
Как ни странно, фильм довольно скрупулезно следует основным вехам мифа, известного по поэме Гомера. На экране воспроизведены многие памятные с детства элементы: Пенелопа, распускающая по ночам полотно, которое соткала днем, старая няня, опознающая Одиссея по шраму на ноге, выстрел из лука в качестве испытания и даже старая кровать как верное доказательство личности Одиссея. Однако Уберто Пазолини (который, кстати, приходится родственником не Пьеру Паоло Пазолини, а другому итальянскому классику — Лукино Висконти) использует античный сюжет лишь как основу для размышлезний о психологии бойца, стремящегося к миру в душе в борьбе с гнетам прошлого.

Рэйф Файнс мастерски передает переживания вернувшегося с войны солдата, сражающегося не только и не столько с врагами, претендующими на его жену и трон, сколько с самим собой. И эта внутренняя борьба оказывается не менее важной и тяжелой, чем победа в прямом бою. Иными сдовами, путь к томц, чтобы обрести дом, уже вернувшись на родину, оказывается не менее трудным, чем предшествовавшие странствия.
Основная мысль картины пронизана гуманистическим посылом: не может быть никакого мира в доме, в семье, в целой стране без мира внутри человека. Без полного примирения с самим собой — пусть и обретенного ценой лишений и страданий.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"