Последний наёмник /рецензия/ In the Land of Saints and Sinners
Ирландия (2023)
боевик, триллер, криминал 16+
106 мин. / 01:46
|
|
Режиссер:
Роберт Лоренц
Сценарий:
Марк Макналли, Терри Лоан
В ролях
Лиам Нисон,
Керри Кондон,
Джек Глисон,
Киран Хайндс, Сара Грин, Колм Мини, Десмонд Иствуд, Нив Кьюсак, Конор Макнил, Шеймус О’Хара
|
Быть ирландцем — тяжкое бремя
В одной старой комедии был такой диалог: «А как ты ощущаешь себя ирландцем?» — «Повеситься хочется». Именно эти слова крутятся в голове при просмотре криминальной драмы «Последний наемник». Формально это экшн про воздаяние за грехи, по факту — кино о том, как фигово быть ирландцем...
Вдарить по Достоевскому
Мы привыкли к тому, что Лиам Нисон из фильма в фильм играет крутого старика, валящего злодеев, задевших его героя или членов его семьи. Здесь он делает то же самое, но вместо формата боевика режиссер Роберт Лоренц избрал схему высокой драмы а-ля «Преступление и наказание» — и книга Федора Михайловича Достоевского даже фигурирует в кадре, дабы дошло до самых непонятливых.

Действие ленты происходит в ирландской глуши в 1974 году. Пожилой вдовец Финбар (Лиам Нисон) дружит с местным полисменом Винсентом (Киран Хайндс), подкатывает к приятной соседке Рите (Нив Кьюсак) и пытается опекать юную безотцовщину Мойю (Мишель Глисон). Славный провинциальный дядечка с золотым сердцем? Ага, сейчас! Финбар — наемный убийца, много лет работающий на авторитета МакКью (Колм Мини) и имеющий на отшибе целое тайное кладбище своих жертв.
Однажды в округе объявляется группа террористов из ИРА во главе с жестокой Дейран (Керри Кондон), и вместо того, чтобы тихо пересидеть последствия устроенного ими в Белфасте взрыва, учиняет в деревне беспредел. Остановить потерявших берега боевиков может только Финбар. Но тогда вскроется неприглядная правда о его двойной жизни, и героя ждет расплата за грехи...
Прыжок не задался
Амбиции авторов картины пригнуть выше головы и превратить коммерческий триллер в артхаус с «достоевщиной» очевидны. И премьера «Последнего наемника» на минувшем Венецианском кинофестивале на это намекает яснее некуда. Однако же Лоренц, ранее снявший однотипный, по сути, экшн «Заступник» (2020) с тем же Нисоном, явно не вытягивает поставленную перед собой задачу.

Нюансы психологии людей, привыкших убивать, продуманная драматургия, развитие характеров, логика духовного преображения — все это для постановщика темный лес. Вместо этого он тупо собирает все клише про ирландцев (драчливые, депрессивные, некрасивые, наглые, бессовестные, помешанные на религии, пьянчуги) и вываливает на зрителя. Мол, пусть тот сам собирает пазл о том, как эти несимпатичные люди мучаются от своих грехов за пинтой «Гиннесса» на пути к финальному искуплению — как правило, искуплению кровавому.
Актеры, конечно, задействованы хорошие (помимо уже названных упомянем Джека Глисона в роли самоуверенного киллера Кевина). Только на фоне плоской режиссуры с дефицитом движухи и обилием унылых пейзажей, а также сбитого из штампов сценария они совсем теряются. Включая Нисона, чья харизма тут теплится вполнакала. Да, не провал, не катастрофа. Но проходняк проходященский. Посмотрели — и забыли.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"