Джойка /рецензия/ Joika
США, Новая Зеландия (2024)
драма 16+
110 мин. / 01:50
|
|
Режиссер:
Джеймс Напье
Сценарий:
Джеймс Напье
В ролях
Талия Райдер,
Дайан Крюгер,
Олег Ивенко,
Наташа Алдерслэйд,
Наталия Осипова, Шарлотта Уббен, Борис Шиц, Каролина Грушка, Томаш Кот, Тамила Дудник
|
Хождение по мукам на пуантах
После шедеврального психотриллера Даррена Аронофски «Черный лебедь» (2010) никому не удалось снять столь же хитовое кино о балете. Просто потому, что высший, метафизический уровень рефлексии по этой теме уже занят фильмом с Натали Портман. Так что «Джойка» новозеландца Джеймса Напье идет дорогой попроще...
Тяжкий путь к успеху
В основе картины лежит реальная история Джой Уомак — всего лишь второй после Анастасии Стивенс американской балерины, которая окончила хореографическое училище в Москве и была принята в труппу Большого театра. Горячая поклонница русской школы классического танца Джой (Талия Райдер) прибывает в Белокаменную с железобетонной уверенностью в том, что рано или поздно станет примой — ведь она столько работала над собой!

Москва, понятно, бьет с носка и слезам не верит. Обучение под руководством сурового хореографа Татьяны Волковой (Дайан Крюгер) оказывается поистине адской муштрой, по нагрузкам приближающейся к экзамену для спецназовцев на получение крапового берета. Конкуренция между юными терпсихорами достигает вершин ненависти — с подсыпанием стекла в пуанты. Иноземную гостью откровенно затирают, не веря в ее потенциал. Все реалистичные варианты для карьерного продвижения упираются в необходимость найти богатого папика-спонсора. Лишь теплые отношения с танцовщиком Николаем (Олег Ивенко), удерживают Джойку от тотальной депрессии и побуждают бороться за мечту дальше, даже если шансы на успех мизерны...
В камере пыток
Хотя многие мрменты биографии Уомак переданы в картине верно, типичной киношной отсебятины тут тоже хватает. Да, ей в России пришлось нелегко, но никакой «чернухи», показанной в кадре (вроде того, что героине пришлось мыть, туалеты на пике проблем), на деле не было. Джой — особа талантливая и ощутимо конфликтная — в реальности достигла многого без пробивания стенок головой. И не смогла прижиться у нас скорее из-за разницы менталитетом и своих завышенных требований, а не потому, что бессердечные русские ее загнобили.

Однако режиссеру была нужна надрывная мелодрама с элементами танцевального ГУЛАГа. Отсюда сплошная кровь на пуантах, постоянное превозмогание себя, соперничество до полного истощения и прочие задранные на максимум рычажки эмоционального эквалайзера.
Чисто технически все снято очень хорошо, есть эволюция героини с развенчанием иллюзий и закалкой характера, присутствуют визуально цепляющие сцены. А конкретно балетная публика морщится: перебор, камера пыток.
В целом кино получилось неплохое, но слишком уж кондовое. Ни на дюйм не отклоняющееся от типичной структуры стандартного байопика: наивное стремление к успеху — удары судьбы — крах надежд — возрождение из пепла — триумф воли. Для массового зрителя — вполне захватывающе. Для того, кто хорошо разбирается в балетной теме — так себе.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"