Сто лет тому вперед /рецензия/
Россия (2024)
фантастика 12+
142 мин. / 02:22
|
|
Режиссер:
Александр Андрющенко
Сценарий:
Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник
В ролях
Даша Верещагина,
Марк Эйдельштейн,
Константин Хабенский,
Виктория Исакова, Фёдор Бондарчук, Александр Петров, Юра Борисов, Софа Цибирева, Матвей Астраханцев, Кирилл Митрофанов
|
Прекрасное жестоко
Новую экранизацию НФ-повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» о приключениях гостьи из будущего Алисы Селезневой ждали как с опасениями, так и с надеждами. После просмотра фильма Александра Андрющенко становится ясно, что так или иначе сбылись и те, и другие...
Полночь, XXII век
Авторы картины сохранили общую фабулу книги, но содержание переработали капитально. Попавший в грядущее школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) и встреченная им в 2124 году Алиса (Даша Верещагина) стали значительно старше. Вместо миелофона космические пираты Весельчак У (Александр Петров) и Глот (Юра Борисов) охотятся за космионом — частицей, обеспечивающей перемещение во времени.

Робот Вертер превратился в летучий дрон с голосом Федора Бондарчука, а в сюжете появилась боевая мама главной героини Кира (Виктория Исакова), застрявшая в 2024 году после битвы с Глотом. Папа Алисы Игорь (Константин Хабенский) тоже присутствует и значимо влияет на события.
Декорации XXII века по сравнению с мини-сериалом 1984 года получили суперапгрейд благодаря обильной цифровой графике. А разборки со злодеями утеряли наивное очарование бескровных побегушек советской эпохи: в кадре царит весьма лютый экшн с убедительной рукопашной, разбитыми в кровь лицами и усекновением лишних конечностей. Заявленный рейтинг «6+», по нашему мнению, серьезно занижен; больше подходит «12+». И вообще, «прекрасное далеко» в сценарии ленты временно замещается по ходу дела крутой антиутопией, для отмены которой придется замарать ручки...
Сезонный аттракцион
Поклонникам «Гостьи из будущего» с ее прекраснодушием и твердой верой в светлое завтра эта экранизация вряд ли понравится. «Сто лет тому вперед» — кино более циничное, не страдающее идеализмом и показывающее своих героев как людей с изъянами: у Коли синдром дефицита внимания и гиперактивности, Алиса воюет с отцом из-за памяти о матери. Зато Весельчак У оказывается не столько гадом, сколько харизматичным антигероем, а Глот удивляет холодным интеллектом и ужасающей ментальной мощью.

Тем же, кому ностальгия по «ламповой» советской адаптации — пустой звук (современной молодежи, например), фильм вполне зайдет. Он подает сюжет в клиповой манере «ТикТока». Коля регулярно ломает «четвертую стену», объясняя происходящее, а персонажи используют геймерский и сетевой сленг. Но имеется, увы, перебор с кринжовыми шутками, много лишних диалогов, затягивающих действие. И вообще, ощущается некая хаотичность в кадре, будто от СДВГ страдает не только Коля, но и создатели картины, которые постоянно отвлекаются от главного и, кажется, свалили часть своей работы на нейросети.
Иными словами, «Сто лет тому вперед» — яркий сезонный блокбастер для старшеклассников. Но классикой вроде «Гостьи из будущего» не станет, ибо представляет собой большой коммерческий аттракцион.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"