Кошки-мышки /рецензия/ Cat Person
США, Франция (2023)
триллер, драма 18+
118 мин. / 01:58
|
|
Режиссер:
Сюзанна Фогель
Сценарий:
Мишель Эшфорд, Кристен Рупениан
В ролях
Эмилия Джонс,
Николас Браун,
Джеральдин Вишванатан,
Изабелла Росселлини, Хоуп Дэвис, Кристофер Шайер, Лайза Коши, Джош Андрес Ривера, Мелисса Леман, Айзек Пауэлл
|
Игра, в которой нельзя выиграть
Шесть лет назад в журнале «Нью-Йоркер» была опубликована новелла Кристен Рупениан «Кошатник», которая стала наиболее обсуждаемым рассказом в социальных сетях. Разумеется, права на столь востребованный текст тут же купил Голливуд. На днях в прокат вышел основанный на нем фильм «Кошки-мышки»...
Роман с эскалацией
Так чем же труд малоизвестной писательницы так зацепил широкие массы и разом сделал ее миллионершей? Тем, что точно попал в болевую точку западного общества — деградацию отношений между людьми из-за того, что вместо взаимной симпатии и доверия фокус в них сместился на страх и паранойю.

Уже в начале картины Сюзанны Фогель (сериалы «Бортпроводница» и «Утопия») зрителю дает понять, о чем пойдет речь, эпиграф из «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд: «Мужчина боится, что женщина будет смеяться над ним, а женщина боится, что мужчина ее убьет».
Сюжет вращается вокруг, студентки Марго (Эмилия Джонс), которая, подрабатывая в кинотеатре, знакомится с Робертом (Николас Браун). Высокий, трогательно неуклюжий и заметно старше девушки, он постепенно завоевывает ее сердце через переписку в смартфоне, показывая себя остроумным и приятным собеседником. Но когда дело доходит до того, чтобы перевести эпистолярный роман в настоящий, начинают проявляться сильные расхождения между тем, что героиня рисовала себе в романтических мечтах, и реальностью.
Под влиянием подруги-феминистки Тэйлор (Джеральдин Вишванатан) и из-за странностей в поведении своего парня Марго подозревает, что связалась с латентным маньяком. И предпринимает действия, которые на деле приводят к тому, что ее жизнь прекращается в гонку на выживание — хотя и не в том смысле, в каком она представляла.
Какая чудная игра
Главная удача картины — крепкая режиссура, исподволь переводящая неловкую, но безобидную «лав стори» на рельсы триллера. С крутой такой эскалацией в финале. К сожалению, при этом авторам фильма не хватает духу более прямо указать на источник проблем героев, который выходит за рамки того, что задано в эпиграфе. А именно — переформатирование социальной среды под интеллектуально и эмоционально незрелых людей-потребителей, прочно находящихся в плену деструктивных медийных конструктов.

Российским зрителям, гораздо менее охваченным неврозами, характерными для общества «повестки», будет трудно проникнуться злоключениями центральных персонажей. Даже для своих двадцати лет Марго по нашим меркам излишне авантюристична, а Роберт предстает великовозрастным инфантилом, каковым человек его профессии (ее мы узнаем только в конце ленты) просто не может являться. Таким героям, увы, сложно симпатизировать. Зато все, что касается не личностей действующих лиц, а развития интриги, вынуждающей экранных бедолаг вступить в опасную игру, в которой ни один из них не может выиграть, — настоящая «конфетка».
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"