Грань времени /рецензия/ Synchronic
США (2019/2020)
фантастика, драма 18+
102 мин. / 01:42
|
|
Режиссер:
Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Сценарий:
Джастин Бенсон
В ролях:
Джейми Дорнан,
Энтони Маки,
Кэтрин Аселтон,
Элли Иоаннидес, Билл Оберст мл., Девин А. Тайлер, Аарон Гробен, Мартин Бэтс Брэдфорд, Бетси Холт, Уолкер Бэбингтон
|
Дней связующая нить
Три года назад режиссерский тандем Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда удивил публику лавкрафтианским триллером «Паранормальное», полным свежих идей и неканоничных сюжетных ходов. Их новая фантастическая драма «Грань времени» вышла более традиционной, но все равно с трудом укладывается в жанровые шаблоны...
У времени в плену
Картина рассказывает о двух парамедиках, чья жизнь погрязла в однообразных буднях и зашла в тупик. У Денниса (Джейми Дорнан) к тому же проблемы с женой и дочкой (Элли Иоаннидес), а Стив (Энтони Маки) — уверенно двигающийся к тотальному одиночеству бабник, не способный к прочным отношениям.

Парни много лет работают в паре и хорошо ладят, однако их дружбу ожидает кризис, спровоцированный цепью скверных событий. Во-первых, герои сталкиваются с чередой странных, каких-то сюрреалистических смертей, в которых каким-то образом замешан новый наркотик Synchronic. Во-вторых, исчезает дочь Денниса, принявшая тот самый препарат. В-третьих, Стив узнает, что у него неоперабельная опухоль мозга и вряд ли ему удастся протянуть долго.
Именно в этот момент выясняется, что Synchronic — не столько наркотик, сколько химическая машина времени, буквально переносящая в прошлое. Где, если не свезет, можно застрять навсегда. Проведя с веществом ряд опасных экспериментов и поняв, как оно работает, Стив решает спасти дочь друга, затерявшуюся во мгле веков. И, судя по всем, у него только одна попытка - без права на провал...
За него и держись
Изначально «Грань времени» похожа на адаптацию книг Филипа Дика — в его творчестве идея «наркотика времени» занимает видное место. Но у писателя все-таки имелись проблемы с психикой, порождавшие шизофренические картины мироздания, которые он выплескивал на бумагу.

У Джастина Бенсоиа и Аарона Мурхеда с головой все в порядке. Очевидно, придуманные ими концепты — просто яркая упаковка для вполне простых истин. По мере продвижения сюжета становится ясно: парни сочинили притчу о невозможности удержать утекающее меж пальцев время. Они прямо говорят о том, что моменты счастья быстро проходят, радость бытия тускнеет в череде монотонных действий, а люди теряют себя в потоке дней. В конечном итоге у человека есть только настоящее. И то, как он с ним обходится, определяет, будет ли его жизнь полна чудес или рутины. Все это уже было сформулировано более емко: «Призрачно все в этом мире бушующем, есть в только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
Но это не значит, что «Грань времени» — лишь растянутая на полтора часа мысль из «Земли Санникова». Фильм Бенсона и Мурхеда глубже и затрагивает тему смысла жизни вообще. Ведь название наркотика явно отсылает к принципу синхроничности Карла Юнга, который рассматривает явления и объекты как имеющие не только физические параметры, но и смысл.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"