Пиноккио /рецензия/ Pinocchio
Италия, Франция, Великобритания (2019)
фэнтези 6+
125 мин. / 02:05
|
|
Режиссер:
Маттео Гарроне
Сценарий:
Маттео Гарроне, Массимо Чеккерини, по Карло Коллоди
В ролях:
Роберто Бениньи,
Федерико Иелапи,
Рокко Папалео, Массимо Чеккерини, Марина Вакт, Джиджи Пройетти, Алида Бальдари Калабрия, Алессио Ди Доменикантонио, Мария Пиа Тимо, Давиде Маротта
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Страшная сказка,
или Знакомый незнакомец
В наших палестинах сказка Карло Коллоди «приключения Пиноккио» известна в основном по фэнфику А.Н.Толстого «Золотой ключик» либо по диснеевской мультверсии 1940 года. Стремясь заменить для российского читателя итальянскую сказку своим вариантом, Толстой руководствовался тем, что оригинал слишком грустный и страшный. В том, что «красный граф» был во многом прав, можно убедиться, посмотрев новую макабрическую сказку Маттео Гарроне «Пиноккио».
Деревянная голова
Итак, старый, нищий, но неунывающий плотник Джеппетто (постаревший, поседевший, но неунывающий Роберто Бениньи), получив от приятеля мастера Вишни (Паоло Грациози) волшебное полено, вырезает кукольного мальчика с длинным носом Пиниккио (Федерико Иелапи). Увы — в деревянной голове гуляет ветер, и Пиноккио так и норовит куда-нибудь сбежать, презирая увещевания Сверчка (Давиде Маротта). Начинается хорошо знакомый сюжет: четыре монеты за букварь, пять золотых, подаренные хозяином кукольного театра Манджафуоко (Джиджи Пройетти) и — «сладкая парочка» — Лис (Массимо Чеккерини) и Кот (Рокко Папалео).

Но дальше вместо шарлатана Дуремара и мудрой черепахи Тортилы возникают куда как более зловещие персонажи. И деревянного мальчишку все больше затягивает этот странный мир, где Сверчок, куклы и даже пудель Медоро выглядят готическими монстрами. Где желанная Страна Развлечений оказывается самым страшным местом. И где даже Девочка-Фея с лазурными волосами (Алида Бальдари Калабрия) ведет себя странно, сначала заявляя, что она давно умерла, а потом внезапно становясь взрослой...
Не будь ослом
Если вы смотрели «Страшные сказки» того же Гарроне, то поймете, что на этот фильм категорически не стоит вести маленьких детей. Фраза Сверчка «Тебя ждут страшные приключения», в советском телефильме повисающая в воздухе, здесь воплощается на все сто. Классический текст обретает современное прочтение в потрясающем видеоряде, где упор сделан на готико-декадентское оформление, физические спецэффекты и гиньольный грим. Превращение Пиноккио и его друга Фитиля (Алессио ди Доменикантонио) в ослов даст фору «Американскому оборотню в Лондоне». А уж эпизод с Тунцом (Маурицио Ломбарда) в брюхе Акулы обеспечит вашим бэбикам ночку-другую нехилых кошмариков.

На экране разворачивается завораживающая, эпическая и неторопливая притча о том, как человек становится человеком, в борьбе с соблазнами и искушениями обретая разум и живую душу. Проходя через испытания и потери (метафорично проступающие в виде трещин на безупречно созданном при помощи грима деревянном лице), Пиноккио взрослеет и своим умом доходит до осознания того, каким же он был ослом, бросив одинокого папу Джеппетто. Интересно, что благодаря Роберто Бениньи, который 18 лет назад снял свою версию «Пиноккио» с собой в главной роли (и чуть не похоронил свою карьеру), образ Джеппетто обрел неожиданный бэкграунд. Поневоле думается: а, что, если папа был таким же Пиноккио, который смог превратиться в человека, а вот взяться за ум так и не смог?
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"