Человек на Луне /рецензия/ First Man
США (2018)
Биография, драма, 12+
141 мин. / 02:21
|
|
Режиссер:
Дэмьен Шазелл
Сценарий:
Джош Сингер, Джеймс Р. Хансен
В ролях:
Райан Гослинг,
Клер Фой,
Джейсон Кларк,
Кайл Чандлер, Кори Столл, Патрик Фьюджит, Кристофер Эбботт, Киран Хайндс, Оливия Хэмилтон, Пабло Шрайбер
Официальный сайт фильма:
N/A
|
К истокам Нила
Теперь понятно, почему в США обвинили авторов фильма «Человек на Луне» в непатриотизме. Хотя и звездно-полосатые флаги в нем есть, и воодушевляющая «космическая» речь Кеннеди по телику. Просто это кино не об американской мечте, не об историческом подвиге. Это кино о конкретном человеке — астронавте Ниле Армстронге...
Тихий американец
Классический байопик предполагает, что нас знакомят с героем, он грезит о чем-то пока недостижимом, потом очень много и упорно трудится, терпит временные неудачи, однако рано или поздно превозмогает все трудности и триумфально достигает цели. Хэппи-энд.
Фильм Дэмьена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла Ленд») не таков. Какой-нибудь Рон Ховард на его месте дал бы в начале сцену вроде: «Ясноглазый мальчик смотрит на Луну и говорит себе, что когда вырастет, полетит туда. И мама треплет его по вихрастой головушке, смеясь — мол, конечно, полетишь». Здесь все неожиданней и жестче. Неудачи, превозмогания и триумф есть, но показаны они так, словно для центрального персонажа не очень-то важны.
Кино начинается с того, что Армстронг (как никогда заслуживающий «Оскара» Райан Гослинг) проваливает испытания самолета с ракетным двигателем, у него умирает от рака двухлетняя дочь, и он, человек без того замкнутый и избегающий проявления эмоций, постепенно отдаляется от жены (прекрасная Клэр Фой) и детей, погрузившись в работу. Ничто в его характере не показывает, что он честолюбиво мечтает оставить след в истории.
Слезы на Луне
А работа в НАСА далека от штампа «героические будни». Друзья и коллеги то и дело гибнут, испытания изнуряют до предела. Полеты показаны как ужасающий опыт клаустрофобии: астронавты заперты в тесных стальных коробках, наполненных ревом двигателей, безумным скрежетом и визгом испытывающего колоссальное напряжение металла — веселым гагаринским «Поехали!» тут и не пахнет.
И когда Нил наконец высаживается на Луне — не ждите вдохновляющего крещендо. Будто между делом будет сказано знаменитое: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества». Зато камера в тишине надолго замрет на лице астронавта, чтобы не знали на Земле плачущего Армстронга, который бросает во тьму кратера браслет с именем покойной дочери.
Потому что это, повторимся, не мотивирующая кинобиография великого героя. Это честный, превосходно выписанный портрет сложного и бесконечно далекого от навязанного ему имиджа человека. Который просто первым ступил на Луну.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"