Трамвайчик

   Главная
: Новости : Форум : Связь
Новые фильмы (все)
Робин Гуд (2018) - рецензияРальф-2 (2018) - рецензияВдовы (2018) - рецензия
Новости киноляповФорумIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   
 ПРИКОЛЫ ПО ДНЯМ >


 
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

     Новинки >

Мои 80-е: Фотография в СССР


Почти каждый советский пионер моей эпохи мечтал о фотоаппарате «Зенит-TTL», разрекламированном в журнале «Наука и жизнь» перед Олимпиадой-80. Это был едва ли не единственный доступный в продаже полупрофессиональный фотик, но стоил он для пионерии непомерно дорого, больше 200 рублей. Все технические недостатки камеры с лихвой покрывались пижонской надписью «ZENIT» и подсознательно крутой англоязычной аббревиатурой TTL. Еще ходил слух, что камера относилась к разряду «олимпийских» товаров, то есть ее производство было под усиленным контролем качества (обычные «Зениты» часто ломались из-за плохой сборки).

Да, мы знали, что существуют фотики и покруче, и подороже («Зенит-18», к примеру, стоил 540 рублей). Знали и то, что 77-рублевый «Зенит-Е» с допотопным «Индустаром» был ничем не хуже и даже надежнее, но почему-то мечтали о TTL. А что вы хотите от поколения, которое фанатело от заморских жвачек и полиэтиленовых пакетов только потому, что на них были латинские буквы?!


Этот фотик еще жив, только батарейка экспонометра села

Моя детская мечта идиота сбылась лишь в 1990 году, когда на закате СССР вышел преемник TTL — «Зенит-122». А до той поры приходилось фоткать на дедушкины «Зоркие» и «ФЭДы» — фотоаппараты, безусловно, хорошие, но до жути ветхозаветные. Ну а для экспериментального творчества у меня, как и у большинства советских школьников, была собственная любительская камера.

О-да, это была «Смена-8М» — самый массовый фотоаппарат в мире, если верить Книге рекордов Гиннеса. «Смена» стоила всего 15 рублей, и поломать ее было не так жалко, как, скажем, «Сокол» или «ЛОМО-Компакт». Только вот хер ты ее просто так поломаешь! «Смена» была неубиваемой и безотказной как автомат Калашникова.

Первую «Смену» мне презентовал известный в криминальных кругах фотограф по кличке Князь, имевший не совсем законный бизнес в ленинградских моргах. Он же тогда и сказал, что до тех пор пока я не научусь нормально фоткать на «Смене», ни о каких других фотиках лучше не думать. Его совету я внял, ибо для меня он был просто дядей Валерой и просто классным фотографом, у которого всегда можно было спросить что-нибудь по существу и получить самый обстоятельный ответ.

А вопросов было немало. Это сейчас съемочный процесс начинается с предпросмотра и завершается отправкой файла на принтер, а в то время отснятый материал напоминал кота в мешке, которого еще нужно было проявить, перенести на фотобумагу и высушить — угробить снимки можно было на любом этапе производства. Мало того, пленку можно было недосветить или пересветить еще на стадии экспозиции, тупо выбрав не ту диафрагму или выдержку. Обычно у новичка из всех 36 кадров редко выпадало больше 10 снимков, хотя бы технически пригодных для печати, и от марки или статусности фотоаппарата это никоим образом не зависело.

Первым делом пленку нужно было проявить. В домашних условиях для этого использовались проявочные бачки такого типа:

В абсолютной темноте пленка накручивалась на пазы барабана по спирали, затем закрывалась крышкой, и туда наливался раствор проявителя (до этого следовала тренировка при свете с какой-нибудь бесхозной пленкой). После выдерживания в проявителе жидкость сливалась, пленка ополаскивалась стоп-раствором (на практике совершалось надругательство обычной водой из-под крана), и затем туда же заливался раствор фиксажа, который можно было потом использовать повторно, уже для другой пленки.

После сушки наступал черед фотоувеличителя, ванночек и красных фонарей. Вся атрибутика моего фотографического прошлого, увы, не сохранилась, но на просторах рунета еще маячат эти славные артефакты. Какой именно фотоувеличитель у меня был, уже не помню, но что-то вроде этого УПА, с неуклюжей кадрирующей рамкой:

А вот фонарь был точно такой — скрипучий и неудобный до жути:

Суть процесса печати такова: из негативного изображения на пленке нужно получить позитивное на фотобумаге. Лист фотобумаги укладывался на кадрирующую рамку и засвечивался как на простыне кинопроектора, только в роли проектора выступал фотоувеличитель со вставленным кадром на манер слайда. Засвеченная бумага тут же последовательно отправлялась в ванночки с проявителем и фиксажем. Вроде бы ничего сложного, но сам процесс всё равно был муторным. Для печати фоток какого-нибудь эпохального мероприятия требовалось гробить весь день, а то и неделю.

Все вышесказанное относится лишь к самому распространенному в стране черно-белому способу печати с ходовых фотопленок типа «Свема» и «Тасма». Это не значит, что секса с цветными фотографиями в СССР не было. Существовала целая империя мазохистов, пытавшихся осилить цветную печать в домашних условиях, но мало у кого из любителей это получалось. Советские цветные пленки были сами по себе отстойными, а к бросавшей вызов ГДРовской ORWO не было в свободной продаже реактивов для проявки (или всё-таки были, но только не в наших палестинах).

В принципе, можно было отщелкать на ORWO и сдать пленку на печать в обычное советское фотоателье, но до появления «Кодаков» эта идея считалась кощунственной — какой ты на хер фотограф, если не умеешь распечатывать свои снимки сам?!

Отчасти я понимаю тех олдфагов, которые до сих пор ратуют за теплые ламповые снимки, сделанные на пленочных фотоаппаратах. Всё-таки в ту эпоху фотография была целой жизнью, исполненной радостями и разочарованиями. Тогдашние фотографы умели останавливать мгновения и очень гордились этим. Нынешние лишь фоткают еду.

А на чем останавливал мгновения ты, %Username%?


© Генрих Лиговский
28.05.2013


     Новинки >

Полезные ссылки:








Информация в этом блоке размещается на правах рекламы:
Назад Наверх  

Последние обновленные разделы сайта:

12.12 АНЕКДОТЫ: про Новый год - 31 стр., про политоту - 123 стр., про кино - 130 стр., про интернет и компьютер - 312 стр., шутки про рекламу - 191 стр., на тему "А скажи что-нибудь на своем..." - 1 стр.
09.12 КИНОЛЯПЫ: Кристофер Робин. Черный ку-клукс-клановец. Веном. Поиск. Операция "Финал". С любовью, Саймон. Дэдпул 2. Реинкарнация. Фарго. Мстители: Война бесконечности. Первому игроку приготовиться. Последний король Шотландии. Операция "Шаровая молния". Тихое место. Tomb Raider: Лара Крофт (2018). Ошибки в документальных фильмах. Черная пантера. Приключения Паддингтона 2. Красный воробей. Тайна Коко. Джуманджи: Зов джунглей. Тор: Рагнарек. Бегущий по лезвию 2049. Драка в блоке 99. Форма воды. Пила 8. Оно. Последний богатырь.
07.12 КИНОСТАТЬИ: Звезда Шервудского леса: 10 необычных фильмов о Робин Гуде. 10 российских кинопремьер зимы 2018-2019. С Мелмака - с любовью: «Альф» возвращается. Парни хоть куда: 10 актрис, сыгравших мужчин. Устойчивая связь: культовые мобилы в кино. «Хэллоуин»: 40 лет с ножом и в маске. Веселые картинки: мультпремьеры 2019 года. 10 исторических фильмов, которые мы особенно ждем. Итоги Венецианского МКФ. Фильму «2001: Космическая одиссея» исполнилось 50 лет. По реке плывет топор, или Снова о ляпах в большом кино. 10 фильмов, снятых по городским легендам. Fantasia-2018: итоги кинофестиваля. Смерть из глубины: 10 главных фильмов про акул.
06.12 РЕЦЕНЗИИ: Робин Гуд: Начало. Вдовы. Ральф против интернета. Соната. Фантастические твари 2: Преступления Грин-де-Вальда. Дубликат. На районе. Девушка, которая застряла в паутине. Проигранное место. Богемская рапсодия. Человек, который удивил всех. Ужастики 2: Беспокойный Хэллоуин. СуперБобровы: народные мстители. Хэллоуин (2018). Человек на Луне. Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль». Без меня. Человек, который убил Дон Кихота. Тайна дома с часами. Черный 47-й. Лондонские поля. Агент Джонни Инглиш 3.0. История одного назначения. Мара: пожиратель снов. Великий уравнитель 2. Не волнуйся, он далеко не уйдёт. Отель Артемида. Апгрейд.
05.12 ЧИТАЛЬНЯ: Истории: Сайгон. Бананы. Путевые заметки: Кубань этой осенью.
13.11 НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ: 130-я страница приколов разной степени свежести.


ГЛАВНАЯ: Знаменательные даты, факты из мира искусства, литературы и кино - всё это обновляется на сайте ежедневно, а лента приколов – по рабочим дням. Также на главной странице сайта есть новости, не всегда попадающие в архивы и не связанные с остальными разделами.

Самые популярные разделы форума:

Новинки кино: Краткие обзоры новинок кинопроката и документальных фильмов.
Флудильня: разные темы, от "Придумайте название" до приколов типа "Скрипка-Лиса"
События в мире: новости из разных источников, иногда просто приколы и маразмы.
Кинояпы в зарубежных фильмах: Обсуждение статей соответствующей рубрики, предложения.

Rambler's Top100 © 2018 Генрих Лиговский     Правила сайта
Наверх
Назад