Трамвайчик

   Главная
: Новости : Форум : Связь
Новые фильмы (все)
Люди в черном 4 (2019) - рецензияРокетмен (2019) - рецензияЛюди Икс Феникс (2019) - рецензия
Новости киноляповФорумIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   
 ПРИКОЛЫ ПО ДНЯМ >


 
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

     Новинки >

Мои 80-е: Фотография в СССР


Почти каждый советский пионер моей эпохи мечтал о фотоаппарате «Зенит-TTL», разрекламированном в журнале «Наука и жизнь» перед Олимпиадой-80. Это был едва ли не единственный доступный в продаже полупрофессиональный фотик, но стоил он для пионерии непомерно дорого, больше 200 рублей. Все технические недостатки камеры с лихвой покрывались пижонской надписью «ZENIT» и подсознательно крутой англоязычной аббревиатурой TTL. Еще ходил слух, что камера относилась к разряду «олимпийских» товаров, то есть ее производство было под усиленным контролем качества (обычные «Зениты» часто ломались из-за плохой сборки).

Да, мы знали, что существуют фотики и покруче, и подороже («Зенит-18», к примеру, стоил 540 рублей). Знали и то, что 77-рублевый «Зенит-Е» с допотопным «Индустаром» был ничем не хуже и даже надежнее, но почему-то мечтали о TTL. А что вы хотите от поколения, которое фанатело от заморских жвачек и полиэтиленовых пакетов только потому, что на них были латинские буквы?!


Этот фотик еще жив, только батарейка экспонометра села

Моя детская мечта идиота сбылась лишь в 1990 году, когда на закате СССР вышел преемник TTL — «Зенит-122». А до той поры приходилось фоткать на дедушкины «Зоркие» и «ФЭДы» — фотоаппараты, безусловно, хорошие, но до жути ветхозаветные. Ну а для экспериментального творчества у меня, как и у большинства советских школьников, была собственная любительская камера.

О-да, это была «Смена-8М» — самый массовый фотоаппарат в мире, если верить Книге рекордов Гиннеса. «Смена» стоила всего 15 рублей, и поломать ее было не так жалко, как, скажем, «Сокол» или «ЛОМО-Компакт». Только вот хер ты ее просто так поломаешь! «Смена» была неубиваемой и безотказной как автомат Калашникова.

Первую «Смену» мне презентовал известный в криминальных кругах фотограф по кличке Князь, имевший не совсем законный бизнес в ленинградских моргах. Он же тогда и сказал, что до тех пор пока я не научусь нормально фоткать на «Смене», ни о каких других фотиках лучше не думать. Его совету я внял, ибо для меня он был просто дядей Валерой и просто классным фотографом, у которого всегда можно было спросить что-нибудь по существу и получить самый обстоятельный ответ.

А вопросов было немало. Это сейчас съемочный процесс начинается с предпросмотра и завершается отправкой файла на принтер, а в то время отснятый материал напоминал кота в мешке, которого еще нужно было проявить, перенести на фотобумагу и высушить — угробить снимки можно было на любом этапе производства. Мало того, пленку можно было недосветить или пересветить еще на стадии экспозиции, тупо выбрав не ту диафрагму или выдержку. Обычно у новичка из всех 36 кадров редко выпадало больше 10 снимков, хотя бы технически пригодных для печати, и от марки или статусности фотоаппарата это никоим образом не зависело.

Первым делом пленку нужно было проявить. В домашних условиях для этого использовались проявочные бачки такого типа:

В абсолютной темноте пленка накручивалась на пазы барабана по спирали, затем закрывалась крышкой, и туда наливался раствор проявителя (до этого следовала тренировка при свете с какой-нибудь бесхозной пленкой). После выдерживания в проявителе жидкость сливалась, пленка ополаскивалась стоп-раствором (на практике совершалось надругательство обычной водой из-под крана), и затем туда же заливался раствор фиксажа, который можно было потом использовать повторно, уже для другой пленки.

После сушки наступал черед фотоувеличителя, ванночек и красных фонарей. Вся атрибутика моего фотографического прошлого, увы, не сохранилась, но на просторах рунета еще маячат эти славные артефакты. Какой именно фотоувеличитель у меня был, уже не помню, но что-то вроде этого УПА, с неуклюжей кадрирующей рамкой:

А вот фонарь был точно такой — скрипучий и неудобный до жути:

Суть процесса печати такова: из негативного изображения на пленке нужно получить позитивное на фотобумаге. Лист фотобумаги укладывался на кадрирующую рамку и засвечивался как на простыне кинопроектора, только в роли проектора выступал фотоувеличитель со вставленным кадром на манер слайда. Засвеченная бумага тут же последовательно отправлялась в ванночки с проявителем и фиксажем. Вроде бы ничего сложного, но сам процесс всё равно был муторным. Для печати фоток какого-нибудь эпохального мероприятия требовалось гробить весь день, а то и неделю.

Все вышесказанное относится лишь к самому распространенному в стране черно-белому способу печати с ходовых фотопленок типа «Свема» и «Тасма». Это не значит, что секса с цветными фотографиями в СССР не было. Существовала целая империя мазохистов, пытавшихся осилить цветную печать в домашних условиях, но мало у кого из любителей это получалось. Советские цветные пленки были сами по себе отстойными, а к бросавшей вызов ГДРовской ORWO не было в свободной продаже реактивов для проявки (или всё-таки были, но только не в наших палестинах).

В принципе, можно было отщелкать на ORWO и сдать пленку на печать в обычное советское фотоателье, но до появления «Кодаков» эта идея считалась кощунственной — какой ты на хер фотограф, если не умеешь распечатывать свои снимки сам?!

Отчасти я понимаю тех олдфагов, которые до сих пор ратуют за теплые ламповые снимки, сделанные на пленочных фотоаппаратах. Всё-таки в ту эпоху фотография была целой жизнью, исполненной радостями и разочарованиями. Тогдашние фотографы умели останавливать мгновения и очень гордились этим. Нынешние лишь фоткают еду.

А на чем останавливал мгновения ты, %Username%?


© Генрих Лиговский
28.05.2013


     Новинки >

Полезные ссылки:








Информация в этом блоке размещается на правах рекламы:
Назад Наверх  

Последние обновленные разделы сайта:

24.06 КИНОЛЯПЫ: Зов волка. Отель Мумбаи: Противостояние. Вымогательство. Капитан Марвел. Мстители: Финал. Закатать в асфальт. Бамблби. Курск. Алита: Боевой ангел. Аквамен (+видео). Девушка, которая застряла в паутине. Аксель. Книжный клуб. Зеленая книга. Миссия невыполнима 6: Последствия. Звезда родилась. Лоуренс Аравийский. Иван Васильевич меняет профессию. Неправильное воспитание Кэмерон Пост. Хантер Киллер. Птичий короб. Трансформеры: Последний рыцарь. Простая просьба. Иллюзия обмана 2. Богемская рапсодия. Человек на Луне. Маленькая мисс Счастье.
22.06 АНЕКДОТЫ: про интернет и компьютер - 314 стр., про кино - 142 стр., про политоту - 131 стр., шутки про рекламу - 192 стр., на тему "А скажи что-нибудь на своем..." - 1 стр.
21.06 РЕЦЕНЗИИ: Люди в черном: Интернэшнл. Рокетмен. Люди Икс: Тёмный Феникс. Тайная жизнь домашних животных 2. Годзилла 2: Король монстров. Гори, гори ясно. Красивый, плохой, злой. Аладдин. Покемон: Детектив Пикачу. Джон Уик 3. Война Анны. Коридор бессмертия. Супергерои. Мстители. Варавва. Игры разума. Нуреев. Бладфест. Высшее общество. Хеллбой. Шазам! Потерянное звено. Дамбо. Волшебный парк Джун. Трезвый водитель. Пиковая дама: Зазеркалье. Время возмездия. Ван Гоги. Капитан Марвел. Наркокурьер. Юморист. Власть. Любовницы. Магазинные воришки. Кадавр. Лего Фильм 2. Громкая связь. Снегоуборщик. Фаворитка. Клаустрофобы. Белый парень Рик. Зеленая книга.
17.06 СТИШАТА: Поыбай - 2 стр.
15.06 КИНОСТАТЬИ: Экшн нон-стоп: фильму «Скорость» 25 лет. Музыка сердца: 10 фильмов о рок-звездах. Время «Паразитов»: итоги Каннского кинофестиваля. В космосе никто не услышит твой крик – «Чужой»: 40 лет со дня премьеры. Восставший из мертвых: фильму «Ворон» 25 лет. Соединяя Восток и Запад: Итоги Московского кинофестиваля. Окно в Париж: Нотр-Дам в мировом кино. Летние блокбастеры-2019, которые стоит посмотреть. Премия «Ника»-2019: «Лето» посреди весны. Почему студии снимают игровые ремейки мультфильмов? Замки на песке: 10 вымышленных зданий в кино. С нерусским акцентом: 10 зарубежных экранизаций Чехова. Четыре свадьбы и одни похороны: комедии с Хью Грантом 25 лет.
08.06 ЧИТАЛЬНЯ: Истории: Дом, милый дом. Мои 80-е: Электрогитары "Урал".
05.06 В МИРЕ СЛОВ: Локализмы, диалектизмы и этнографизмы. Смешные слова в чешском языке. Стеб над алфавитами. Катойконимы.
04.06 НАРОЧНО НЕ...: 137-я страница холок (24 картинки).


ГЛАВНАЯ: Знаменательные даты, интересные факты из мира науки, искусства, литературы и кино - всё это обновляется на сайте ежедневно, за исключением специально оговоренных случаев. Также на главной странице сайта есть новости, не всегда попадающие в архивы и не связанные с остальными разделами.

Самые популярные разделы форума:

Новинки кино: Краткие обзоры новинок кинопроката и документальных фильмов.
Флудильня: разные темы, от "Придумайте название" до приколов типа "Скрипка-Лиса"
События в мире: новости из разных источников, иногда просто приколы и маразмы.
Кинояпы в зарубежных фильмах: Обсуждение статей соответствующей рубрики, предложения.

Rambler's Top100 © 2019 Генрих Лиговский     Правила сайта
Наверх
Назад