Трамвайчик

    Главная : Новости : Связь
Новости киноляповНовости маразмовIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   

Автор Тема: Фотография  (Прочитано 6862 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Фотография
« : 28 Май 2013, 19:32:08 »
Часть 6. Фотография

Почти каждый советский пионер моей эпохи мечтал о фотоаппарате «Зенит-TTL», разрекламированном в журнале «Наука и жизнь» перед Олимпиадой-80. Это был едва ли не единственный доступный в продаже полупрофессиональный фотик, но стоил он для пионерии непомерно дорого, больше 200 рублей. Все технические недостатки камеры с лихвой покрывались пижонской надписью «ZENIT» и подсознательно крутой англоязычной аббревиатурой TTL. Еще ходил слух, что камера относилась к разряду «олимпийских» товаров, то есть ее производство было под усиленным контролем качества (обычные «Зениты» часто ломались из-за плохой сборки).

Да, мы знали, что существуют фотики и покруче, и подороже («Зенит-18», к примеру, стоил 540 рублей). Знали и то, что 77-рублевый «Зенит-Е» с допотопным «Индустаром» был ничем не хуже и даже надежнее, но почему-то мечтали о TTL. А что вы хотите от поколения, которое фанатело от заморских жвачек и полиэтиленовых пакетов только потому, что на них были латинские буквы?!


Этот фотик еще жив, только батарейка экспонометра села :)

Моя детская мечта идиота сбылась лишь в 1990 году, когда на закате СССР вышел преемник TTL — «Зенит-122». А до той поры приходилось фоткать на дедушкины «Зоркие» и «ФЭДы» — фотоаппараты, безусловно, хорошие, но до жути ветхозаветные. Ну а для экспериментального творчества у меня, как и у большинства советских школьников, была собственная любительская камера.



О-да, это была «Смена-8М» — самый массовый фотоаппарат в мире, если верить Книге рекордов Гиннеса. «Смена» стоила всего 15 рублей, и поломать ее было не так жалко, как, скажем, «Сокол» или «ЛОМО-Компакт». Только вот хер ты ее просто так поломаешь! «Смена» была неубиваемой и безотказной как автомат Калашникова.

Первую «Смену» мне презентовал известный в криминальных кругах фотограф по кличке Князь, имевший не совсем законный бизнес в ленинградских моргах. Он же тогда и сказал, что до тех пор пока я не научусь нормально фоткать на «Смене», ни о каких других фотиках лучше не думать. Его совету я внял, ибо для меня он был просто дядей Валерой и просто классным фотографом, у которого всегда можно было спросить что-нибудь по существу и получить самый обстоятельный ответ.

А вопросов было немало. Это сейчас съемочный процесс начинается с предпросмотра и завершается отправкой файла на принтер, а в то время отснятый материал напоминал кота в мешке, которого еще нужно было проявить, перенести на фотобумагу и высушить — угробить снимки можно было на любом этапе производства. Мало того, пленку можно было недосветить или пересветить еще на стадии экспозиции, тупо выбрав не ту диафрагму или выдержку. Обычно у новичка из всех 36 кадров редко выпадало больше 10 снимков, хотя бы технически пригодных для печати, и от марки или статусности фотоаппарата это никоим образом не зависело.

Первым делом пленку нужно было проявить. В домашних условиях для этого использовались проявочные бачки такого типа:



В абсолютной темноте пленка накручивалась на пазы барабана по спирали, затем закрывалась крышкой, и туда наливался раствор проявителя (до этого следовала тренировка при свете с какой-нибудь бесхозной пленкой). После выдерживания в проявителе жидкость сливалась, пленка ополаскивалась стоп-раствором (на практике совершалось надругательство обычной водой из-под крана), и затем туда же заливался раствор фиксажа, который можно было потом использовать повторно, уже для другой пленки.

После сушки наступал черед фотоувеличителя, ванночек и красных фонарей. Вся атрибутика моего фотографического прошлого, увы, не сохранилась, но на просторах рунета еще маячат эти славные артефакты. Какой именно фотоувеличитель у меня был, уже не помню, но что-то вроде этого УПА, с неуклюжей кадрирующей рамкой:



А вот фонарь был точно такой — скрипучий и неудобный до жути:



Суть процесса печати такова: из негативного изображения на пленке нужно получить позитивное на фотобумаге. Лист фотобумаги укладывался на кадрирующую рамку и засвечивался как на простыне кинопроектора, только в роли проектора выступал фотоувеличитель со вставленным кадром на манер слайда. Засвеченная бумага тут же последовательно отправлялась в ванночки с проявителем и фиксажем. Вроде бы ничего сложного, но сам процесс всё равно был муторным. Для печати фоток какого-нибудь эпохального мероприятия требовалось гробить весь день, а то и неделю.



Все вышесказанное относится лишь к самому распространенному в стране черно-белому способу печати с ходовых фотопленок типа «Свема» и «Тасма». Это не значит, что секса с цветными фотографиями в СССР не было. Существовала целая империя мазохистов, пытавшихся осилить цветную печать в домашних условиях, но мало у кого из любителей это получалось. Советские цветные пленки были сами по себе отстойными, а к бросавшей вызов ГДРовской ORWO не было в свободной продаже реактивов для проявки (или всё-таки были, но только не в наших палестинах).

В принципе, можно было отщелкать на ORWO и сдать пленку на печать в обычное советское фотоателье, но до появления «Кодаков» эта идея считалась кощунственной — какой ты на хер фотограф, если не умеешь распечатывать свои снимки сам?!

Отчасти я понимаю тех олдфагов, которые до сих пор ратуют за теплые ламповые снимки, сделанные на пленочных фотоаппаратах. Всё-таки в ту эпоху фотография была целой жизнью, исполненной радостями и разочарованиями. Тогдашние фотографы умели останавливать мгновения и очень гордились этим. Нынешние лишь фоткают еду.

А на чем останавливал мгновения ты, %Username%?


© Генрих Лиговский
« Последнее редактирование: 23 Июнь 2013, 21:35:14 от Почта сайта »
Тыгыдымс-тыгыдымс

Lazy Crazy

  • Гость
Re: Фотография
« Ответ #1 : 28 Май 2013, 21:23:20 »
"Смена-Символ", для совсем невникавших в тонкости...

До сих пор лежит в таком же чехле; во вполне приличном состоянии.

Из вышепредставленного помню точно такие же бачок и фонарь, свемовская плёнка, кажись, такая же или похожая.
"Абсолютная темнота" в походных условиях - зажатая ногами штормовка, руки в рукава снаружи...

Оффлайн Yeger

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 37
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #2 : 29 Май 2013, 11:34:48 »
Прежде чем купить свой первый фотик, занимался три месяца в фотокружке. Свой первый снимок сделал аппаратом "Вилия", модель уже не помню. Причем получилось неплохо для первого раза, более половины отснятых кадров на пленке удалось распечатать. Ну а моим первым собственным аппаратом был ФЭД-35А полуавтомат.

Правда проработал он недолго и вскоре был возвращен по гарантии. А вторым и последним моим советский аппаратом был знаменитый ФЭД-5 со шторным затвором

Он у меня дома хранится до сих пор, в рабочем состоянии, даже в коробке. Увеличитель тоже был УПА, продавался и хранился в чемоданчике, вот модель не помню.

Оффлайн Ronin_Lagan

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #3 : 30 Май 2013, 08:44:18 »
Да, в наше время фотография была целым комплексом. Это сейчас на мобильник щелкнул и готово. А тогда... Если проявитель теплый, то фотографии быстрей проявляются. Но слишком горячий проявитель смывал эмульсию с пленки. Фенон гидрохинон давал черные пятна на фотобумаге, как ни фильтруй и т.д.
Фотоаппаратов у меня было два. Зенит Е и Смена. Но ТТЛ я все равно приобрел.

Оффлайн thesurfer

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 20
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #4 : 30 Май 2013, 23:46:40 »
Свою первую и последнюю пленку отснял отцовским "Зенитом", модель не помню, но на удивление все кадры получились хорошо. Даже сфоткал Луну через подзорную трубу. Серпик получился четкий, но пересвеченный, без деталей. Проделал весь цикл проявки-печати (до этого смотрел, как делал дедушка).
Конечно, в этом процессе была своя романтика, но с другой стороны, это ж сколько всякого барахла нужно было.

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #5 : 31 Май 2013, 00:24:59 »
Насчет "Зенитов"... Да, это были неплохие фотики, но они и правда часто ломались, а точнее рассыпались.

Сознаюсь: фоткая 122-й, я предусмотрительно закрыл ремешком взвод затвора. Думал, что не стоит портить статью, скажу в комментах.

Так вот сборка "Зенитов" была лотереей. Винты то недокручены, то перетянуты так, что корпус аж трещит. По оптике претензий не было, а вот по части юзаджа жалобы сыпались постоянно.



На снимке фотик рабочий, им можно снимать и без TTL-экспонометра (батарейка села за туеву хучу лет), и взводя остаток рычага затвора (он же и перемотчик пленки).

И в этом был весь наш Совок — без обработки напильником постоянно получался паровоз :).
Тыгыдымс-тыгыдымс

Оффлайн Степан

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Фотография
« Ответ #6 : 31 Май 2013, 23:30:06 »
О-да, это была «Смена-8М» — самый массовый фотоаппарат в мире, если верить Книге рекордов Гиннеса. «Смена» стоила всего 15 рублей, и поломать ее было не так жалко, как, скажем, «Сокол» или «ЛОМО-Компакт». Только вот хер ты ее просто так поломаешь! «Смена» была неубиваемой и безотказной как автомат Калашникова.
Первый мой фотоаппарат - "Смена-6". Его маме моей подарили, когда ей было еще лет 15. Я его уже разломал. И даже не на первой десятке пленок / мамы тоже было отснятых пленок не в единичном экземпляре/. А вот вторым был "Смена-8М". Жив до сих пор.
Ими же были сняты первые мои комбинированные кадрики... Скажем, в одном кадре два одинаковых человека. С фотошопом - это как здрасьте, а вот чтобы на негативе было так - это надо было знать, как делать.
А "Зенит"... У родителей был /и сейчас есть, марку вот не помню/, я им пользовался если только надо было книжку переснять без заморочек - можно был и без него, мороки только много было. Не впечатлял почему-то... Может чего-то не понимал...

Фенон гидрохинон давал черные пятна на фотобумаге, как ни фильтруй и т.д.
Проявлять надо было уметь... Это был единственный проявитель, который у нас можно было купить в магазине и именно им я чаще всего и пользовался. Черные пятна были только когда я самый первый раз с ним работал.
А вообще я пользовался двумя: этим и сам делал /мне просто приносили химикаты в бутылках и говорили из какой бутылки сколько налить/. Фенон - проявлял медленно, подходил для всяких художественных изысков или при массовой печати, а самоделка - тут только глаз: чуть зазевался и получите черный прямоугольник фотобумаги.

Оффлайн Ronin_Lagan

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #7 : 01 Июнь 2013, 11:57:29 »
Проявлять надо было уметь
Да где нам, убогим.

Оффлайн Ronin_Lagan

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #8 : 01 Июнь 2013, 11:59:36 »
На снимке фотик рабочий, им можно снимать и без TTL-экспонометра (батарейка села за туеву хучу лет), и взводя остаток рычага затвора (он же и перемотчик пленки).
Так дело в батарейке? А где она находится?

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #9 : 01 Июнь 2013, 13:37:06 »
Цитировать
Так дело в батарейке? А где она находится?



Таблеточка такая под серебристой крышкой, по типу батарейки для материнской платы, только мельче :)
А вообще, экспонометр там не аховский. При дневном свете можно и самому допетрить, какую выдержку ставить, а при искусственном он бесполезен.
Тыгыдымс-тыгыдымс

Оффлайн Ronin_Lagan

  • Писатель
  • **
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #10 : 01 Июнь 2013, 13:46:00 »
Цитировать
Так дело в батарейке? А где она находится?



Таблеточка такая под серебристой крышкой, по типу батарейки для материнской платы, только мельче :)
А вообще, экспонометр там не аховский. При дневном свете можно и самому допетрить, какую выдержку ставить, а при искусственном он бесполезен.
Это на 122-м. Просто у меня на Зените Е экспонометр перестал работать.

Оффлайн Почта сайта

  • Moderator
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21657
    • Просмотр профиля
Re: Фотография
« Ответ #11 : 01 Июнь 2013, 13:53:57 »
Цитировать
Это на 122-м. Просто у меня на Зените Е экспонометр перестал работать.

Дык там селеновый (стрелка сбоку?), ему батарейка не нужна вроде как.

Он сделан по такому же принципу с гальванометром, как эти, что продавались отдельно:
 


Тыгыдымс-тыгыдымс

 

Страница сгенерирована за 0.107 секунд. Запросов: 21.

Назад Наверх
 
   © 2024 Генрих Лиговский