Трамвайчик

   Главная
: Новости : Форум : Связь
Новые фильмы (все)
Летучий корабль - рецензияТерритория зла - рецензияОнегин - рецензия
Новости киноляповФорумIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   
 ПРИКОЛЫ ПО ДНЯМ >


 
ЭТОТ «БОИНГ» В ОГНЕ – И НАМ НЕ НА ЧТО БОЛЬШЕ ЖАТЬ
ФИЛЬМЫ-КАТАСТРОФЫ


Лирическое вступление

Так уж получается, жизнь человека неразрывно связана с катастрофами. Многие ученые считают, что человек является причиной всех бед и несчастий, происходящих на нашей матушке-Земле. Так это или нет, судить не мне. Только количество катастроф, как природных, так и техногенных за последнее время в мире все растет и растет, а ответа на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» мы пока не получили. Так что... нам остается лишь купить билет в кинотеатр на фильм-катастрофу и, хрустя воздушной кукурузой, смотреть как у героев фильма земля уходит из под ног, и весь мир летит в тартарары.
Эта статья, конечно, не претендует на полноту и достоверность. Более того, по своей сути она является очень субъективной и циничной настолько, что аж зубы ломит. Здесь я рассмотрю лишь несколько видов катастроф – те, которые, по моему мнению, особенно сильно вдохновляют сценаристов и режиссеров. Впрочем, если у вас есть свои дополнения и соображения по поводу подобных фильмов – милости прошу. Как говорил Цицерон, Epistula nоn erubescit – бумага все стерпит.
Под фильмом-катастрофой я буду понимать такой фильм, в котором сюжет развивается вокруг одного события – катастрофы. Если ее выбросить, вместе с ней на свалку пойдет и сам фильм. Фильмы-катастрофы обычно имеют довольно скромный сюжет (не путайте с бюджетом :-)). За редким исключением основной причиной, по которой люди приходят посмотреть на такой фильм в кинотеатр, – это умопомрачительные спецэффекты.
Любая уважающая себя катастрофа должна проистекать продолжительное время, при этом в воздух должно подниматься все, что может летать. Потому как все, что не может летать уже в воздухе :-)
Для пущей остроты катастрофы должны происходить в крупных городах земного шара – лучше всего в Америке. Основные города, которые стираются с лица земли в первую очередь – это, конечно, Вашингтон и Нью-Йорк. Вашингтон понятно почему – столица. Зато в Нью-Йорке есть (вернее были) башни Всемирного Торгового центра и куча других высотных зданий. Их, конечно, завалить куда приятней, чем «хрущевки». Все-таки американцы накаркали на свои две башни. Я просматривал несколько фильмов-катастроф, и везде этим бедным башням доставалось в первую очередь. Правда, интересно другое. Видно, что в Голливуде не все были знакомы с конструкцией этих сооружений, потому как во многих фильмах башни продолжают стоять, несмотря на здоровенные бреши. В одном фильме я видел даже сквозную брешь в центре конструкции. Как это башня выстояла у них, ума не приложу.
Фильмы-катастрофы, помимо визуальных наслаждений, должны привить рядовому американцу уверенность в том, что, несмотря на катастрофы, все оперативные службы будут работать в штатном режиме, и единственное, что должен сделать этот законопослушный гражданин, так это не забывать вовремя заплатить налоги.
Какие же катастрофы мы частенько видим на наших голубых и не очень экранах? Ну, в первую очередь – это катастрофы, происходящие в результате стихийных бедствий: наводнения, извержения вулканов, лавины, землетрясения и т.д. Кстати, падение всяких комет и астероидов я приплюсую туда же, чтоб им не было скучно.
Помимо природных катастроф, в которых человек вроде бы и не виноват (по крайней мере непосредственно), выделим еще одну группу катастроф – техногенные катастрофы: крушение самолетов, поездов, кораблей, взрыв атомных электростанций, прорыв плотин и т.д. То есть катастрофы, в которых человеку просто так не отвертеться, списав причину всех несчастий на природу.
Нашествия всяких инопланетных тварей, которые норовят все взорвать, я в эту статью не вношу. Во-первых потому, что о них разговор особый; а во-вторых – это не совсем фильмы-катастрофы.
Итак, очертив границы и расписав термины, приступаем к изучению вопроса.


Вулканы

Вулкан – вещь довольно опасная. Раскаленная лава, извергаемая из кратера, сносит и сжигает все на своем пути. Помимо этого, вулканы не брезгуют и тем, чтоб засыпать какой-нибудь город пеплом (вспомним хотя бы Помпею). Но с пеплом американские кинематографисты дружат не очень, и основное внимание уделяют все-таки лаве. Как они про себя думают? Лава разрушает? Разрушает. Лава сжигает? Сжигает. Так это можно и город весь так сжечь? Можно. А сжигать чего будем? Нью-Йорк? Нет, мы его недавно только сжигали. Значит Лос-Анджелес.
Итак, вулканы появляются в густонаселенных территориях, желательно в крупных городах. Вулканы не появляются неожиданно, обычно про их появление знают один-два человека, которые начинают бегать по начальству и доказывать свою правоту. Начальство очень скептически настроено верить в то, что на лужайке у дома мэра через сутки появиться кратер размером с футбольное поле, и предлагает ученым-активистам проверить свое здоровье в очень недорогой клинике. В результате вулкан, конечно, появляется – а куда ему деваться, раз такие большие бабки в фильм бухнули.
Начинают применяться экстраординарные меры, дабы предотвратить расползание лавы по жилым кварталам города. И тут начинается основная фишка фильмов-катастроф про вулканы. Во-первых, в воздух взлетают раскаленные шары из лавы и черт знает из чего еще, но при попадании их в любой объект, будь то здание или машина, они взрываются и воспламеняют все вокруг не хуже, чем ракета с напалмом. Вторая фишка: раз по улице течет лава, причем при этом расплавляется даже асфальт, то все начинают через нее перепрыгивать как через козла. Разумеется, раз столько народу начинает прыгать, то кто-то недопрыгивает и оказывается по уши в... лаве. Раз уж такое произошло, надо показать этот незабываемый момент во всех подробностях и желательно во всех красках, чтоб ничего не пропустить.
В подобных фильмах считается хорошим тоном показать, что битву со стихией ведут не только службы по чрезвычайным ситуациям, пожарные и полиция, но и рядовые горожане, так сказать, выполняют свой гражданский долг.
Чем можно остановить такую стихию как вулкан? Правильно – другой стихией. Для лечения этой болезни подойдут следующие лекарства: направить поток лавы в крупное водохранилище: в озеро, реку, а лучше в океан; напустить на вулкан снежную лавину. Клин, как говориться, клином вышибают.

Падение небесных тел

Всем известно, что высокоразвитые страны выделяют на космос большую сумму денег из государственного бюджета. Но, как оказалось, этого недостаточно, чтоб заблаговременно предупредить нас о готовящейся катастрофе из глубины космоса. Благодаря атмосфере, которая сдерживает основную массу падающих на землю предметов, мы и не замечаем, сколько мусора летает вокруг Земли и норовит упасть в какую-нибудь густонаселенную область планеты.
Ну а теперь представьте, что на Землю собирается упасть не станция «Мир», которая благополучно помнется в верхних слоях атмосферы, а предмет, равный по своей площади какому-нибудь американскому штату. Да такую головешку никакая атмосфера не остановит – так, нагреет только. И, как говорится, начинается кино.
Раз мы рассуждаем о фильмах-катастрофах, то как бы ни старались главные герои в кадре, но предупредить катастрофу им не удастся. Другое дело, что ее воздействие можно ослабить. Вот герои и стараются ослабить это воздействие в течение всего фильма. Падение крупного космического предмета на поверхность планеты – это событие общегосударственного или скорее общемирового значения, так что решать проблему придется сотрудникам государственных структур – НАСА, например. Но вот конкретными исполнителями принятого решения могут быть все, кто угодно: от буровиков до пьяных космонавтов.
Возникает вопрос: «Как можно остановить астероид, который несется к нам с безумной скоростью»? Первое решение, которое возникает в большинстве фильмов – это расщепить его лазером. Все-таки американцы читают слишком много комиксов, а вот заглянуть в научные работы у них время не находится. Так что идея пробурить астероид и заложить в нее атомную бомбу, после предложения использовать гиперболоид инженера Гарина, уже не кажется такой абсурдной, а наоборот, больше смахивает на откровения Иоанна Богослова.
Правда, надо отдать должное, что не только буровики с большой скорострельной многозарядной пушкой спасали Землю. Были там и другие – такие живчики. Я уже писал немного о них в статье, посвященной героям. Так вот, на этих ребят приятно посмотреть. Всегда подтянутые, побритые. Складывается ощущение, что планету спасают они одни, а все остальные просто мешают. В общем Шойгу есть не только у нас.

Падение самолетов

Самолеты по-прежнему остаются самым быстрым средством передвижения на большие расстояния. А раз так, то люди этим средством активно пользуются. Где бы самолет ни делали, где бы не обслуживали, но он все равно представляют из себя механизм. Причем очень сложный механизм. А все механизмы ломаются, хотим мы того или нет. А раз механизмы ломаются, то и самолеты падают, а значит у многих людей вырабатывается неприязнь, этакая фобия, к полетам. А злые дядьки из Голливуда этим активно пользуются. При этом статистика однозначно говорит, что число погибших в год в результате крушения самолета ничтожно мало в сравнении с числом погибших в результате автомобильных катастроф. Более того – основная причина авиакатастроф это не механическое поломки, а другие факторы: человеческие, метеорологические и т.д.
Но вернемся к фильмам. По понятным причинам основное действие фильма происходит в самолете. За 2–3 часа фильма мы успеваем познакомится со всеми пассажирами и членами экипажа на борту и даже пытаемся сразу вычислить – кто станет тем гусем, благодаря которому в афише появится строчка: фильм-катастрофа.
Не знаю, случайно или нет, но обычно все подобные сюжеты развиваются в Боингах. То ли это реклама, то ли антиреклама. То ли очередной повод накаркать себе неприятности – не знаю. Но суть дело не меняет. Итак, в результате стечения обстоятельств, вся летная команда во главе с капитаном возносится выше над землей, чем когда-либо. И в резерве у нас остается лишь запуганная стюардесса, у которой все знания о кабине пилота сфокусированы на столике, куда она обычно ставит кофе. Но теперь этих знаний оказывается недостаточно – надо как-то сажать самолет. Но ведь это Боинг. Самолет, в котором экипажу вообще делать собственно нечего – достаточно повернуть нужную пимпочку. Поэтому задача стюардессы заметно упрощается: оказывается, ей не придется изображать из себя Маресьева или Чкалова. А надо всего лишь:
а) найти пимпочку, чтобы включить радио и связаться с Землей;
б) узнать где находится пимпочка, чтоб посадить самолет;
в) не перепутать эти две пимпочки во время приземления.
Помимо этих технических примочек, у стюардессы есть и другая обязанность – утихомирить террористов, которые по какой-то причине тоже хотят попасть в кабину пилотов.
Нужно не бояться смотреть эти фильмы перед очередной командировкой и думать про себя, что это все происходит у них там, а наш Як-42 или Ту-154 долетит до аэродрома и без моторов.

Крушение кораблей

Все, что может тонуть, рано или поздно утонет. К сожалению, корабли не являются исключением. Крушение «Титаника» в 1912 г. послужило толчком к проработке вопросов безопасности во время морских путешествий. Но горький опыт забывается, и новое поколение часто наступает на те же грабли, которыми калечились их предшественники.
Чем же отличается кораблекрушение от крушения, скажем, самолета? Дело в том, что при крушении корабля очень важно передать атмосферу всеобщей паники. Ведь крушение самолета обычно довольно кратковременно, многие пассажиры даже испугаться толком не успевают, а вот при крушении корабля совсем другое дело. И тут у режиссеров возникает возможность подойти к вопросу всеобщей паники со всей серьезностью дела.
Во всех инструкциях написано, что при крушении корабля надо: одеть спасательный жилет, выбраться на палубу, найти лодку или другой объект, который позволит вам держаться над водой, а так же отплыть на этом вашем спас. средстве подальше от тонущего корабля. В теории все написано верно, а вот на практике лодок обычно на всех не хватает. Лодок мало, а выжить хочется всем.
При всей трагичности происходящего надо признать, что крушение корабля смотрится довольно эффектно. Поэтому для того, чтоб в полной мере насытить впечатлительных зрителей картиной разваливающегося на части корабля, некоторые элементы его могут разрушаться по несколько раз. Одни и те же помещения могут быть несколько раз затоплены. Ну, вы и сами это прекрасно видели и неоднократно, что я вам буду рассказывать.
Хочу обратить внимание еще на одну деталь, примечательную в фильмах-катастрофах про крушение кораблей – наличие такой дородной женщины, как Молли Браун из «Титаника». Этакой непотопляемой леди. Я видел несколько подобных фильмов, и всегда этот образ прослеживался в них и играл немаловажную роль в спасении пассажиров.

Заключение
Фильмы-катастрофы должны сниматься с тем расчетом, чтоб не напугать человека так, что он уже никогда не взойдет на борт самолета или не палубу корабля. Они должны показать всем людям, что какие бы несчастия ни произойдут с ними в будущем, им всегда помогут – они некогда не останутся одни. А уж если останутся, то должны принять все возможные меры, чтоб спастись и спасти других.
В статье я в первую очередь опирался на следующие фильмы:
Титаник
Вулкан
Армагеддон
Астероид
Смерч
Турбулентность

Этот список – лишь капля в море по сравнению с тем многообразием киношедевров, снятых по затасканным штампам. Так что смотрите и не бойтесь завтрашнего дня.
Встретимся в аду.

Пожары

Пожарами в наше время никого не удивишь. Не так просто найти человека, который не побывал бы хоть на одном пожаре. Ну а помойка во дворе горела, наверное, у каждого :-). Соответственно и в современном кинематографе недостатка в пожарах не наблюдается. Пожар может возникнуть от обычной искры, ну а при падении какого-нибудь самолета или, скажем, лифта, искр бывает довольно много, уж будьте покойны.
Ни для кого не секрет, что в фильмах горит и взрывается все, что угодно, и наоборот, то, что является горючим и взрывчатым, лежит себе тихо мирно до скончания веков, или хотя бы до того момента, пока главные герои не отбегут на безопасное расстояние. Сюда относятся и гранаты, которые у главного героя взрываются сразу после попадания в цель, а у злодеев почему-то с большой задержкой по времени (герой успевает, либо отпрыгнуть, либо ее отбросить). И бомбы, которые взрываются непропорционально своему размеру - маленькая бомба обычно взрывается сильнее большой. Вспомните фильм «Вертикальный предел». Взрыв одного снаряда с нитроглицерином был похож на взрыв небольшой водородной бомбы, а когда взорвался целый арсенал этих снарядов, то от взрыва одному человеку только нос поцарапало.
А теперь вспомним киноверсии «великих» американских войн: Вьетнам, Корея и т.д. Скоро, я думаю, и Ирак сюда же приплюсуем. Так вот, какая современная война без огня и пожара? Правильно, везде взрывают и жгут. Или как, говорит Гоблин, сейчас рулят танковые клинья и ковровое бомбометание. Так вот не будем забывать про напалм – оружие массового поражения, активно применявшееся во время Вьетнама. Естественно, раз режиссер решил показать это оружие в действие в своем фильме, то надо кого-нибудь поджечь на переднем плане. Но вот что интересно: у солдата, охваченного огнем со всех сторон, в последствии оказывается целый и лишь слегка потрепанный мундир, ну а от человека, понятное дело, ничего не остается - лишь табличка с номером.
Сегодня ни для кого не секрет, что многие современные трюки с огнем выполняются на компьютерах. Но, как бы ни изощрялись киношные программисты – невооруженным глазом видно, что огонь не настоящий. Поэтому частенько видна такая картина – стоит человек, охваченный, как полагается, огнем, стоит и не горит. То есть снаружи он весь в пламени, а внутри целенький, как огурчик. Этакий Балрог. И не дымит сильно, что самое интересное. А вспомним сколько на человеке всяких синтетических вещей нацеплено. Дым должен стоять коромыслом.
Стоит обратить внимание еще на один голливудский прикол, связанный с огнем. При создании «огненных» сцен, народ забывает, что человек себя плохо чувствует не только, попав в огонь, но и находясь радом с сильным очагом пламени. Довольно забавно наблюдать главного героя, стоящего в одной рубашке рядом с полыхающим зданием. Хоббиты и те нормально себя чувствовали на острове, окруженного со всех сторон лавой. И даже плакать умудрялись. Откуда могло взяться столько слез у страдающих жаждой двух хоббитов, окруженных лавой?!
В настоящее время Голливудские специалисты могут практически все создать с помощью компьютеров. Пример «Звездных войн» показал, что киношники вообще могут никуда не выбираться из своих павильонов с голубыми стенками. Однако полностью заменить живой каскадерский трюк с применением огня компьютерным «муляжом» пока народу не под силу (и славу богу).

 

© 2003-2004, Максим Логинов



WARNING! Информация о киноляпах цинична и может испортить вам настроение. Среди рассмотренных фильмов есть вполне достойные картины. Снимаю шляпу, но остаюсь циником.
При использовании материалов ссылка на ресурс TramVision (ПТ) обязательна. Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора недопустимо.
Рубрика Киноляпы является динамической версией "Энциклопедии кинокурьезов".

Форум
Ответ воинствующим эстетам
Комментарии и ответы на письма (старые)
Форма для добавления собственных киноляпов, киноштампов
Глоссарий терминов кино "Кинотермины раздела"




Информация в этом блоке размещается на правах рекламы:
Назад Наверх  

Последние обновленные разделы сайта:

29.03 РЕЦЕНЗИИ: Летучий корабль. Территория зла. Онегин. Герой наших снов. Лед 3. Три мушкетера: Миледи. Ритуал Малума. Мастер и Маргарита. Присцилла: Элвис и я. Бременские музыканты. Последний наемник. Три богатыря: Пуп Земли. Елки-10.
27.03 КИНОСТАТЬИ: Чемпионы по зарплатам 2023: самые высокооплачиваемые актеры. "Онегин" и другие: 10 пушкинских экранизаций. В тени атомной бомбы: "Оскар-2024". В режиме жесткой экономии: итоги Берлинского кинофестиваля. Год Зеленого Дракона: 10 зеленых экранных ящеров. Отложенный праздник: премия "Сатурн-2024".
25.03 КИНОЛЯПЫ: Дева и дракон. Бессмертный. Воздушное ограбление. Солтбёрн. Джинн. Убийца. Оппенгеймер. Барби. Мать. Удача. Форсаж-10. Трансформеры-7: Восхождение Звероботов. Индиана Джонс и Колесо судьбы.
22.03 ХОЛКИ-МОРКИ: 196 стр.
19.03 АНЕКДОТЫ: про кино - 225 стр., про Новый год - 75 стр., про интернет и компьютер - 325 стр., про рекламу - 197 стр.
16.03 ЧИТАЛЬНЯ: Шри-Ланка 2024, ч.1, Эмираты-2023


ГЛАВНАЯ: Знаменательные даты, факты из мира науки и искусства обновляются на сайте ежедневно. Также на главной есть новости, не всегда попадающие в архивы и не связанные с остальными разделами.

Самые популярные разделы форума:

Новинки кино: Краткие обзоры новинок кинопроката и документальных фильмов.
Флудильня: разные темы, от "Придумайте название" до приколов типа "Скрипка-Лиса"
События в мире: новости из разных источников, иногда просто приколы и маразмы.
Кинояпы в зарубежных фильмах: Обсуждение статей соответствующей рубрики, предложения.

   © 2024 Генрих Лиговский     Правила сайта
Наверх
Назад