Царь /рецензия/
Pavel Lungin Studio (Россия), 2009
Драма
116 мин.
|
|
Режиссер:
Павел Лунгин
Сценарий:
Алексей Иванов, Павел Лунгин
В ролях:
Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов,
Александр Домогаров, Анастасия Донцова,
Алексей Макаров, Александр Негодайлов, Иван Охлобыстин,
Алексей Франдетти, Вилле Хаапасало.
Официальный сайт фильма:
http://www.tsarfilm.ru/
|
Очень приятно — царь,
или Народ безмолвствует
В свое время триумф фильма Павла Лунгина «Остров» привел меня в замешательство: я не мог поверить, что далеко не лучший советский сценарист, переквалифицировавшийся в режиссеры, создатель амбициозных и профанационных картин «Луна-парк», «Свадьба» и «Олигарх», а также несусветного телесериала «Дело о «мертвых душах» вдруг стал мастером и чуть ли не живым классиком, достойным всех мыслимых и немыслимых наград. При этом религиозная тематика «Острова» не позволяла мне, агностику и антиклерикалу, адекватно оценить фильм. Тем интереснее было теперь пойти и составить свое мнение о новом громком проекте Лунгина — историко-биографической драме «Царь».
Инок и царь
Сюжетную основу составляют отношения царя Ивана Грозного (Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский), призванного им возглавить русскую церковь в годину лихолетья. Ничего не скажешь — два очень разных и по внешности, и по психофизике актера, очень разными путями пришедшие на стезю лицедейства, составляют яркий и уникальный дуэт. Игра Петра Мамонова в роли царя Ивана завораживает каким-то языческим шаманством, не поддающимся критической оценке. А Олег Янковский, уже заглянувший в глаза Смерти, наоборот, выстраивает образ целиком на внутренних ощущениях при полном минимализме внешних выразительных средств, не повышая голоса даже в кульминационной сцене обличения государя. Оба актера достойны самых высоких оценок своих работ — но, как это часто бывает у Лунгина, это не относится к фильму в целом.
Что хотел сказать поэт?
Можете вздергивать меня на дыбу — но я остаюсь при своем мнении: Лунгин — профанатор киноискусства. Все происходящее на экране вызывает стойкое недоумение. Конечно, известно, что в 50 лет Иван Грозный выглядел стариком, но я сильно сомневаюсь, что так было уже в 35 — именно столько было царю Ивану в 1565 году, когда начинается действие фильма... И как можно называть Филиппа другом детства Ивана, если на момент рождения будущего царя будущему митрополиту было уже 23 года? Ничего, кроме недоумения, не вызвал и явно претендующий на что-то образ «блаженной» девочки Маши (Анастасия Донцова). Поначалу она кажется «приветом» «Андрею Рублеву» Тарковского, а потом вдруг оказывается, что она и говорить умеет, и все соображает! В чем же тогда ее «блаженность»? В том, что она верит в силу иконы? Тогда у нас добрую половину населения надо записывать в блаженные... А царский шут Вассиан (отец Иоанн Охлобыстин) и немецкий инженер Генрих Штаден (Вилле Хаапасало) своей откровенной карикатурностью вызывают уже не недоумение, а раздражение. И очень обидно за действительно интересные заявки образов Малюты Скуратова (Юрий Кузнецов) и Алексея Басманова (Александр Домогаров), так и не получивших достойного развития. Да и тягучая режиссура Лунгина притупляет восприятие и к невразумительному финалу уже просто вгоняет в сон... Но это все, в конце концов, не главное. А главное — о чем фильм? О том, что Иван Грозный был тираном? Так это мы и так знаем. А те, кто интересуется историей, знают и то, что в сравнении с кровавыми тиранами, которые в те же времена правили и в Европе, и в Азии, наш Иван Васильевич теряет весь нагнетаемый имидж массового убийцы... Если же речь о противостоянии духовной и светской власти, так это сейчас, в эпоху расцвета махрового клерикализма на государственном уровне, крайне неактуально. Однако профанация нынче в моде — и я не удивлюсь, если клерикалы от кино объявят «Царя» великим произведением искусства и начнут осыпать его незаслуженными призами... И народ, как ему и положено, опять будет безмолвствовать.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"