Мюнхен: Возмездие / Munich
Universal (США), 2005
Драма
164 мин.
|
|
Режиссер:
Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
Сценарий:
Тони Кушнер (Tony Kushner)...
В ролях:
Эрик Бана (Eric Bana),
Дэниел Крейг (Daniel Craig),
Джеффри Раш (Geoffrey Rush),
Мэтью Амалрик (Mathieu Amalric),
Мэтью Кассовиц (Mathieu Kassovitz).
Официальный сайт фильма:
http://www.munichmovie.com/
|
Спилхен Мюнсберга
О мюнхенской трагедии вы, наверняка, слышали. В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене боевики из «Черного Сентября» устроили аллах-акбар одиннадцати израильским спортсменам, что и побудило Израиль к ответным действиям. Месть заключалась в серии ответных терактов, жертвами которых должны были стать главари террористов.
Собственно об этой мести и рассказывается в новом фильме Спилберга, уже мелькавшем в ограниченном прокате. Трудно сказать, насколько правдивой получилась история, взятая из сомнительного источника (книга Джорджа Джонаса «Возмездие») и трижды переписанная сценаристами, но многие критики углядели в ней качества, достойные «Оскара» не менее чем в пяти номинациях.
Секретному агенту МОССАДа Авнеру (Эрик Бана) предстоит на время расстаться с семьей, чтобы отплатить по принципу «око за око» одиннадцати арабам. Святоша Авнер становится руководителем группы ангелочков из кружка «Юный техник» и мстит террористам, постепенно входя во вкус, в результате чего погибает вся его команда, а сам Авнер едва не лишается рассудка. Все сводится к тому, что в войне с террористами нет победителей, если действовать по их же правилам. С плохими парнями должны воевать только плохие - хорошим в этой постыдной войне нет места.
Ну что сказать? Вполне душещипательно для человека, жующего попкорн или мацу. Нет, Спилберг не стремился выставить арабов последними кретинами, жертвы возмездия очеловечены даже слишком, но все же симпатии режиссера явно на стороне «исторической родины». Герои - ну прям командиры Красной Армии в фильмах советской эпохи, все как на подбор правильные, не хватает только нимбов над головами да крылышек. Даже такие тонкости, как национальная еврейская кухня, житейские ценности иудаизма - все это имеет место быть.
Фильм в меру жестокий, но на кровавый триллер не смахивает - вся жестокость кроется в самих поступках, картинка сдержанная. Впечатляет обилие эротических сцен, для Спилберга это даже слишком, но и тут все уклончиво - если половай акт вперемежку со сценами расстрела заложников кого-то и возбудит, рекомендую обратиться к врачу (а возбужденному герою иногда грезится).
Эрик Бана играет неплохо, если вообразить его в отрыве от сценарной тупости, то есть изначально представить обычным человеком, а не агентом МОССАД. Несмотря на тот же сценарный маразм, хорош и Мэтью Амалрик в роли «французского связного» Луи, как и его Папа (Майкл Лонсдейл), появляющийся на экране мало, но его емкая фраза, посвященная всем кукловодам, - Butcher's hands, gentle souls («Руки мясника и нежные души») - запомнится надолго.
А вообще, сказать по правде, сегодняшний Спилберг меня не радует - вся его режиссура начинает смахивать на конвейер, выдающий качественный ширпотреб, среди которого нет-нет да и проскакивает нечто вялое «на злобу дня», вызывающее столь же вялый восторг.
.
© Генрих Лиговский
- Все факты в архиве NB и киноляпах.