Темные начала: Золотой Компас /рецензия/ The Golden Compass
New Line Cinema (США), 2007
Фэнтези
113 мин.
|
|
Режиссер:
Крис Вайц (Chris Weitz)
Сценарий:
Крис Вайц (Chris Weitz)
В ролях:
Николь Кидман (Nicole Kidman)
Дэниел Крейг (Daniel Craig)
Дакота Блю Ричардс (Dakota Blue Richards)
Иен Маккеллен (Ian McKellen)
Кристофер Ли (Christopher Lee)
Официальный сайт фильма:
http://www.goldencompassmovie.com
|
Не сказал бы, что люблю смотреть долгоиграющие полнометражки, снятые по частям. Особенно когда первая часть заканчивается на полуслове. Типа, впереди - большие дела, а зритель пусть потом, годик спустя, вспоминает, на чем там все закончилось.
Именно такое «большое дело» задумали в New Line Cinema, решившись после оглушительного успеха «Властелина колец» на съемки еще одной тягомотины, на этот раз по мотивам «Темных начал» (His Dark Materials) - трилогии, прославившей Филиппа Пуллмана.
Пуллмана я не читал, поэтому приходится верить критикам, твердящим, что он хороший дядька, толкиенистов валит одной левой и проч. В конце концов, это нормально - не сравнивать кинофильм с литературным источником.
Первое, что бросается в глаза - элементы стиля стимпанк в фэнтези. Рискованно модно, но получилось неплохо. Огромные дирижабли на фоне изумительных северных пейзажей сделали свое дело. На спецэффекты и графику потратились изрядно (здание колледжа, кстати, целиком нарисовано на компьютере). Миссис Коултер (Николь Кидман) и девочка Лира Белаква (Дакота Блю-Ричардс) выглядят неплохо, пытаются играть выразительно, но... Все портит невразумительный сюжет, задвинутый в 113 минут хронометража.
Из всего, что удалось понять, я уловил лишь то, что существует мир, где люди живут в симбиозе со зверьками-деймонами, как бы отражающими сущность каждого человека (что-то подобное было в греческой мифологии). Так, например, деймон еще не сформировавшейся как личность Лиры постоянно меняется - он то мышка, то хорек, то кот. Деймон госпожи Коултер - уже устоявшаяся макака и так далее. Каким-то образом эти деймоны связаны с параллельным миром, «пыль» из которого постепенно проникает в людей через них. Тут же находятся недобрые энтузиасты, похищают и увозят всех детей подальше, на Север, где едва ли не хирургическим путем отделяют этих деймонов. Типа, чисто позырить, что будет с «пылью».
Казалось бы, тема для приключенческого фильма уже есть - хватай героев и шуруй окольными тропами спасать детишек от злодеев-ученых, ставящих бесчеловечные эксперименты. Но ведь в фэнтези не все так просто.
И вот тут-то начинается киношная каша. Появляются какие-то ведьмы (зачем?), цыгане (для колорита?), самоеды (чтоб тупо поржать?), тартары (местные ниндзи?), бронированные медведи (превед, медвед!) и куча совершенно «левых» персонажей, среди которых даже лорд Азраель (Дэниел Крейг) смотрится лишним. По крайне мере, для неискушенного зрителя. И, по крайней мере, для первой части.
А что же компас? Это такой прибор алетиометр, отвечающий на любой вопрос красочными глюками с буддийским подтекстом. В данном фильме он ничего не решает, это всего лишь штуковина, доказывающая зрителю, что девочка Лира - избранная. Подозреваю, в дальнейшем этот компас будет как-то связан с «пылью».
В общем, у меня появилась масса вопросов, на которые может ответить только книга, либо режиссерская версия, либо... этот чертов алетиометр, существуй он в самом деле.
Примечателен факт, что фильм снял Крис Вайц - сценарист «Чокнутого профессора 2» и один из режиссеров «Американского пирога» (в титрах был указан его брат Пол Вайц - кстати, продюсер этого фильма). Согласитесь, довольно рискованно ожидать потрясный фэнтези от создателей такой галиматьи. Но New Line Cinema все же рискнула, только вот что получила взамен, покажет время. В первый уик-энд «Компас» выбился в топ бокс-офиса с большим трудом, что для фильма с бюджетом 180 млн. долларов - нонсенс. Ходят слухи, что в случае провала кинокомпания прекратит съемки продолжений, и мы так и не увидим, чем все закончилось. Будет немного жалко. Картинка-то хорошая.
© Генрих Лиговский