Черная молния /рецензия/
Universal Pictures (Россия), 2009
Комикс
110 мин.
|
|
Режиссер:
Александр Войтинский, Дмитрий Киселев
Сценарий:
Дмитрий Алейников, Александр Талал
В ролях:
Григорий Добрыгин, Екатерина Вилкова, Иван Жидков, Сергей Гармаш, Виктор Вержбицкий, Валерий Золотухин, Михаил Ефремов, Екатерина Старшова, Екатерина Васильева, Юозас Будрайтис.
Официальный сайт фильма:
http://www.31-12-2009.ru
|
Черная молния:
Русский Нанопаук
Что меня всегда поражало в фильмах бекмамбетовской братии, так это чрезвычайно скучная житуха дорогих москвичей. Судите сами: интернет у них от Корбины (сейчас перешли на Йоту), чатятся в мессенджере Mail.Ru, юзая несчастный «Мой мир», слушают «Европу Плюс», пьют водку «Русский стандарт» и смотрят исключительно программу «Время», изредка прерываясь на шоу Андрея Малахова. Я б на их месте помер от скуки.
Как вы уже догадались, первым под мою раздачу попадает продакт-плейсмент. В конце концов, его топорность начинает раздражать. Ну, поглумились ещё в «Дневном Дозоре», признали ошибки, тем более, в таком виде ПП ничего не продаёт, пора бы усвоить эту простую истину. Но нет же, реклама в отечественном кино уже давно живёт собственной жизнью, бессмысленной и беспощадной. Многие режиссёры теперь боятся даже бутылку бормотухи случайно этикеткой в кадр повернуть – засмеют ведь, уличив в пресловутом ПП.
Ну да ладно, чёрт с ней, с рекламой. Так о чём же первый российский «Человек-Паук»? Как и полагается, о супергерое. Бедный студент экономфака МГУ Дима Майков (Григорий Добрыгин), что само по себе уже смешно, получает в подарок от отца ГАЗ-21 – машину, на которой ему стрёмно даже проехаться по двору, не говоря уж о парковке перед универом, где любит тусоваться его друг Максим на белоснежном «мерсе». Оба друга западают на соседку по парте Настю (Екатерина Вилкова) – девушку недалёкую, словно созданную быть «мебелью» в героических комиксах. Вскоре Дима обнаруживает чудесные летательные способности своей клячи, позволяющие избегать московских пробок, и делает нехилую карьеру доставщика цветов, прихорашивается и обзаводится модным водонепроницаемым «Айфоном». А тем временем его летающую «Волгу» уже разыскивают явно недобрые люди. Бизнесмен и по совместительству преподаватель экономики Купцов (Виктор Вержбицкий) ищет как саму машину, так и её создателей – старых советских учёных из богом забытого НИИ. Ему срочно понадобились нанокатализаторы, с помощью которых под Москвой можно просверлить огромную дыру и добраться до залежей алмазов, попутно отправив весь мегаполис на корм кротам. Но об этом пока никто не догадывается. Дима начинает жить на широкую ногу, внимая советам Купцова, а тот даже не подозревает, что обучает счастливого обладателя летающей «Волги». В один прекрасный день Дима переживает серьезную психологическую травму, после чего решается обратить свой летательный дар на пользу людям: помогает милиции ловить преступников, помогает пожарным спасать детишек, выхватывает у воров дамские сумочки. Словом, супергерой находит своё призвание, только вот на личном фронте у него полный кавардак, а тут ещё злодей идет по пятам. Комикс готов. Осталось только устроить финальное махло с триумфальным раскрытием супергероя перед его возлюбленной.
Можете упрекать меня в спойлерах, но в фильме всё и так ясно, от типичных голливудских клише никто отказываться не собирался. Просто скрестили «Человека-Утюга» со «Спайдерменом», вооружили героя советской тачкой и перенесли действие в Москву, придав комиксу особый, ни с чем не сравнимый национальный колорит. Несмотря на свою заштампованность, в целом картина производит приятное впечатление, но по технике исполнения всё же уступает забугорным аналогам. У молодых актёров ещё недостаточно харизмы, а, возможно, и опыта – вся их мимика сводится к хлопанью глазами и шевеленью желваками. Гармаш, Золотухин и Васильева играют бесподобно, но играют каких-то совсем уж клишированных советских учёных, едва ли не поющих бардовские песни у костра. Бесподобен и Михаил Ефремов, по выражению одного из критиков, «играющий очень сильно пьющего Михаила Ефремова». Однако, вынужден признать, весь юмор картины держится именно на Ефремове, остальные герои шутят заезженной штамповкой. Виктор Вержбицкий, совсем недавно спустившийся с дирижабля на землю, похоже, так и остался в роли предыдущего злодея. Главный злодей нового российского кино в этом фильме чересчур узнаваем и предсказуем. Пора бы сделать паузу.
Если не воспринимать этот фильм как очередной прорыв, чего мы так привыкли ждать от отечественных блокбастеров, то разок посмотреть можно. Просто нормальное кино для беззаботного времяпровождения. Экшна для комикса маловато, спецэффекты не везде проработаны, но полёты над Москвой сняты довольно недурно. Недурно подогнали и мотивацию супергероя, правда, вся философия комикса хромает на обе ноги – слишком уж инфантильно выглядит 20-летний детина, в одночасье меняющий свои убеждения, словно до этого в его жизни не было таких социальных институтов, как школа и семья. Тем не менее, для комикса, где можно ограничиться лишь чёрным и белым, прокатит. Что ж. Дождемся продолжения. В 2011 году будет как штык.
PS Ах да, в конце фильма г-н Рыбак поёт свою вторую песню. На русском. Бекмамбетовским москвичам на заметку. Теперь, помимо программы "Время" и Mail.Ru, у них появится и Рыбак. Жить станет веселей.