Искупление /рецензия/ Atonement
Universal Pictures (США),
2007
Драма
122 мин.
|
|
Режиссер:
Джо Райт (Joe Wright)
Сценарий:
Иэн Маэван (Ian McEwan) - повесть,
Кристофер Хэмптон (Christopher Hampton)
В ролях:
Сайорайз Ронан (Saoirse Ronan)
Кира Найтли (Keira Knightley)
Бренда Блефин (Brenda Blethyn)
Джулия Уэст (Julia West)
Официальный сайт фильма:
http://www.atonementthemovie.co.ukl
|
Ай, пес с ним, начну с конца.
Где-то в глубине души я хочу, чтобы этот фильм взял «Оскар». Во всяком случае, из того, что было предложено, он самый проблематичный. Да, есть в фильме недочеты, наподобие дежурного негра в английских войсках (для социальной толерантности), есть и юридическая тупизна (ну разве можно на показаниях одного свидетеля «шить дело»), но в целом картина цепляет, причем не по-детски.
Сюжет картины таков: маленькая девушка Бриони, тайком влюбленная в красавчика Роби (James McAvoy), обвиняет его в изнасиловании подруги или родственницы, и молодой человек оказывается в тюрьме... А дальше наступает Вторая мировая война со всеми ее радостями и невзгодами.
Вынужден залепить мощный спойлер, без него сложно передать нравственную проблематику фильма. Искренне надеюсь, что этот фильм вы уже посмотрели, и для вас не будет новостью, что в реале красавчик Роби и его любовь Сесилия (Кира Найтли) погибнут еще в самом начале войны. Выживет лишь скотина Бриони, станет знаменитой писательницей и уже на закате своей творческой карьеры признается в той подлости, которую совершила.
А подлость заключалась вот в чем: она намеренно ткнула пальцем в невинного Роби - детское сердце не выдержало коротких, но слишком недвусмысленных сцен с его Сесилией. Бриони вполне осознанно отправила парня в тюрьму, а позже в штрафбат; втоптала всю его жизнь в грязь и при этом долгие годы носила в себе искупление, чтобы в итоге выплеснуть всю эту боль на страницах своего последнего романа.
- I gave them their happiness - что в данном контексте нужно перевести как «Я вернула им их счастье» - одна из ключевых фраз фильма. Да, в последнем романе Бриони Тэллис красавчик Роби и красавица Сесилия, несмотря на ужасы войны, находят друг друга и обретают свое счастье. И мы тоже прослеживаем их пути на протяжении всего фильма, но в конце нас ожидает жесточайший облом - всего этого не было на самом деле.
Что есть чаша весов? Два реальных трупа или счастливый финал в сопливой книжке? Кому нужна эта галочка в искуплении, кроме благодарных читателей, которым по большому счету безразлична судьба авторши, ее переживания. Судя по тому, что своих героев она в итоге женит, не велика литературная ценность этой книги.
Фильм упирается сразу в несколько проблем. Эгоизм писателя вы уже прочувствовали, прочитав предыдущий абзац. Но гораздо большей проблемой я б назвал мессадж, который хочет передать в картине режиссер Джо Райт - не кради у людей их счастье. Героиня Бриони попыталась украсть счастье Роби, но в итоге угробила и его, и свою сестру, и себя. Джо Райт слабовато передал переживания юной девочки Бриони (ее играют три актрисы в разных возрастах, но Saoirse Ronan просто великолепна в образе сучки). Есть в фильме сильные реактивные кадры, когда у Бриони наворачиваются слезы, есть и весьма оригинальное использование таймлайна, - но чего-то не хватает. Я не могу сказать чего, все это находится в плоскости чувств, которые сложно передать словами.
Вот уж не ожидал, что раскатаю губу на 2457 знаков в этой рецензии. Все-таки стоящий фильм. Но кульминация, где Бриони признается, что ее герои так и не встретились, многих из вас ввергнет в ступор.
В хорошем понимании этого слова.
© Генрих Лиговский