Вопль /рецензия/ El llanto
Испания, Аргентина, Франция (2024)
фестивальный, ужасы, триллер 18+
1 ч 47 мин
|
|
Режиссер:
Педро Мартин Калеро
Сценарий:
Изабель Пенья, Педро Мартин Калеро
В ролях:
Эстер Экспосито,
Матильда Олливье,
Малена Вилла,
Хосе Луис Феррер, Клаудия Росет, Лиа Лоис, Сония Альмарча, Томас дел Эстал, Лаутаро Беттони, Алекс Моннер
|
Страшный старик,
или Кто-то проклял нас с тобой
Давненько у нас в прокате не было фильмов, описание сюжетов которых было призвано обмануть шпионов. Но вот наконец-то прокатчики вспомнили об этой своей фирменной фишке: то, как в инфоматериалах представлен распиаренный новый митический хоррор Педро Мартина-Калеро «Вопль», вообще не соответствует действительности. Так что выкиньте на помойку флаеры с описанием картины и слухайте сюды.
Ее звали Мари
Начнем с того, что на самом деле фильм называется «Плач». И именно плач навзрыд, а никакой не вопль, слышит из смартфона студентка Аедреа (Эстер Эспозито), живущая в Мадриде в 2022 году. А вскоре после этого жуткого знамения девушка замечает, что ее преследует призрак — страшный старик, которого можно видеть только с помощью видеокамеры. Возможно, появление монстра как-то связано с биологической матерью девушки, Мари, которая месяцем раньше умерла в Аргентине, отсидев срок за убийство?

Не будем темнить и сразу скажем: так оно и есть! И об этом рассказывает вторая часть фильма, в которой действие внезапно перемещается из Испании эпохи мессенджеров и видеозвонков в Аргентину времен громоздких видеокамер. Андреа еще не родилась, и героиней становится студентка киноинститута Камила (Малена Вилья), одержимая случайно встреченной красавицей, прожигательницей жизни Мари (Матильда Олливье)...
Иррациональное зло
Удивительно, что хотя из первой части картины мы уже знаем, что случится героинями второй (учитывая жанр, ничего хорошего), интерес от этого не пропадает, а лишь усиливается. Завораживающее неспешное повествование, сопровождаемое выносящими мозг психоделическими вокализами, уверенно ведет, зрителя к третьей части, в которой нити двух историй сойдутся воедино. Непосредственно шокирующих кадров в картине немного, но каждый подготовлен настолько умело, что они пугают до дрожи — недаром Педро Мартин-Калеро удостоился премии «Серебряная раковина» за режиссуру на престижном фестивале жанрового кино в Сан-Себастьяне.

Продвинутых киноманов, особенно поклонников пугающих притч о непознаваемости мира и психологических хорроров о персонифицированном ужасе, несомненно, порадует целая россыпь отсылок к классике — от «Фотоувеличения» до «Кошмара на улице Вязов». Но любителей раскладывать все по полочкам могут разочаровать нелинейная структура, лишь во второй части объясняющая сбивающий с толку психоделический пролог, и необъяснимость иррационального зла. Явно развивая идеи новаторского хоррора «Оно следует за тобой», молодой испанский режиссер использует избитый сюжет о передающемся проклятии лишь как метафору, чтобы поднять серьезные вопросы о враждебности мира, абьюзивности семейных отношений и насилии в отношении женщин.
Но даже если вас разочарует открытый финал, после просмотра вы еще долго будете дергаться, заметив какое-то неясное движение за спиной абонента на экране гаджета...
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"