Присутствие /рецензия/ Presence
США (2024)
ужасы, триллер 18+
1 ч 47 мин
|
|
Режиссер:
Стивен Содерберг
Сценарий:
Дэвид Кепп
В ролях:
Люси Лью,
Крис Салливан,
Каллина Лян,
Эдди Мэдэй, Уэст Малхолланд, Джулия Фокс, Бенни Элледж, Дэниэл Дэниэлсон, Джаред Вайсман, Роберт М. Хименес
|
Газами призрака,
или Тонкая линия между жизнью и смертью
Казалось бы, фильмов о призраках снято уже столько, что сделать в этом направлении что-то новое невозможно. Однако же невозможное становится возможным, когда за дело берется не признающий никаких рамок и правил режиссер-экспериментатор Стивен Содерберг, еще год назад представивший на кинофестивале «Санденс» свою мистико-психологическую драму/триллер «Присутствие», которая наконец-то добралась до наших киноэкранов.
Неведомый, невидимый
Итак, безмолвное пространство опустевшего загородного дома заполняется жизнью — сюда въезжает новая семья, переживающая непростые времена. Дочь Хлоя (Каллина Лян) не может оправиться после смерти лучшей подруги Нади, недавно умершей во сне. Хлое очень нужны помощь и поддержка, но она их не находит. Папа, добродушный бородач Крис (Крис Салливан), любит дочку, но сейчас его больше волнует, как бы его жена Ребека, которую, похоже, подловили на финансовых махинациях, не утянула в тюрьму и его.

Сама же Ребека (Люси Лью) Хлою игнорит, всю себя отдавая любимому сыночку Тайлеру (Эдди Мэдей), не замечая, что вырастила самовлюбленного эгоиста. Страдая от одиночества, Хлоя пытается найти утешение в объятиях друга брата, красавчика Райана (Уэст Малхолланд), но тот вываливает на нее собственные проблемы. Между тем, в доме обитает кто-то неведомый и невидимый, чье присутствие ощущает лишь Хлоя, которая считает, что это дух Нади, вернувшийся, чтобы уберечь ее от беды...
Живые и мертвые
Думаете, похоже на стандартную завязку триллера про проблемную семью, которую угораздило вселиться в «нехороший дом»? Не спешите с выводами. Да, сюжет оригинальностью не блещет (хотя развязка будет неожиданная!), а вот подача — реально новое слово в жанре.

Дело в том, что Стивен Содерберг, который, как обычно, сам снял и смонтировал картину (укрывшись в титрах за псевдонимами), показал всю историю глазами... призрака! Освоив съемку на камеру смартфона, режиссер вновь ломает каноны операторской работы и выстраивает видеоряд из серии долгих кадров, вынуждая зрителя гадать, что за сущность из-за грани мира мертвых наблюдает за живыми? (Что интересно, режиссер обошелся без напрашивающихся вуайеристских эпизодов.)
Сценарист Дэвид Кепи, признанный мастер психотриллеров, не разменивается по мелочам — грозящие семье проблемы с законом даны пунктиром и нужны лишь для усиления общей нервозности. Авторы расписывают бытовые нюансы лишь как основу для более глубоких размышлений об одиночестве человека среди людей, об ответственности за ближних и о том, где же проходит и насколько тонка бывает эта метафизическая линия между жизнью и смертью. А мастерство режиссера наиболее ярко проявляется даже не в новаторском взгляде, а в том, как умело замаскирована ключевая фраза всего фильма. Которая, между прочим, еще в самом начале и прямым текстом дает ответы на все вопросы — но вспоминается только в финале!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"