Жизнь Чака /рецензия/ The Life of Chuck
США (2024)
драма, фестивальный 18+
1 ч 50 мин
|
|
Режиссер:
Майк Флэнаган
Сценарий:
Майк Флэнаган, по Стивену Кингу
В ролях:
Том Хиддлстон,
Джейкоб Тремблей,
Чиветель Эджиофор,
Карен Гиллан,
Миа Сара, Карл Ламбли, Марк Хэмилл, Давид Дастмалчян
|
Это всего лишь конец света
Стивену Кингу уже 77 лет, оттого тема смерти естественным образом занимает в его творчестве все больше места. Не как ударный сюжетный момент, а именно как тема, требующая осмысления. И фантастическая драма «Жизнь Чака», снятая по одноименной повести 2020 года, хорошее тому подтверждение...
Милый мой бухгалтер
Изюминкой и повести, и экранизации Майка Флэнагана является то, что история в них (в трех актах) рассказана от конца к началу. Сперва зритель наблюдает, как бывшие супруги, учитель Марти (Чиветель Эджиофор) и медик Фелисия (Карей Гиллан), становятся свидетелями постепенного необъяснимого коллапса окружающего мира. По мере того, как вселенная персонажей рушится, выясняется, что это как-то связано с неким Чаком Кранцем (Том Хиддлстон), чье лицо возникает то на билбордах, то на ТВ с подписью: «Спасибо за 39 чудесных лет!»

Во второй части мы знакомимся с самим Чаком — скучным бухгалтером, который вдруг останавливается около уличной барабанщицы и начинает так мастерски танцевать под ее бит, что вызывает фурор у собравшейся толпы. Однако эта вспышка внезапного дэнс-креатива остается краткой и до поры необъясненной.
Лишь в финальной главе, описывающей детство и юность Чака Кранца, раскрывается подоплека показанных событий. Тут нам стоит умолкнуть, дабы не впасть в грех спойлеров, но темы смерти, достижения полноты бытия, раскрытия потенциала, смены вектора судьбы, а также мужества жить, зная о краткости своего существования, обязательно будут затронуты.
Вселенная Кинга
Флэнаган, уже адаптировавший для кино романы Стивена Кинга («Игра Джералда» (2017) и «Доктор Сон» (2019)), экранизировал «Жизнь Чака» I бережно, весьма близко к тексту. Благодаря этому главная мысль произведения — «Со смертью каждого человека гибнет целая вселенная» — передана им очень отчетливо. А опытные актеры (помимо названных стоит отметить Марка Хэмилла и Мию Сару в ролях дедушки и бабушки Кранца) играют лаконично и точно, не пережимая с вроде бы напрашивающейся эсхатологической мелодрамой.

Другое дело, что сам первоисточник содержит несколько спорных моментов, проистекающих из явного сужения в последние годы творческого диапазона «короля ужасов». Он по-прежнему хорош как генератор сюжетов и образов, однако все сильнее склоняется к «туннельному видению» и не замечает: мир Чака — это вселенная не придуманного им бухгалтера, а самого Стивена. И вряд ли подходит для обобщений, приложимых к жизни большинства людей.
Тем не менее, хотя картина очевидно претендует на глубины, которых не в состоянии достигнуть из-за слегка «окаменевших» воззрений автора, сама по себе вышла удачной. Она красива, трогательна, местами нагнетает нешуточный саспенс и, вопреки меланхолическому настрою, сворачивает на тропу светлой элегии и заканчивается на оптимистической ноте. Достойна просмотра.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"