Другой человек /рецензия/ A Different Man
США (2024)
фестивальный, трагикомедия 18+
1 ч 52 мин
|
|
Режиссер:
Аарон Шимберг
Сценарий:
Аарон Шимберг
В ролях:
Себастиан Стэн,
Ренате Реинсве,
Адам Пирсон,
Оуэн Клайн, Малачи Вейр, Лиана Ранси, Джон Китинг, Даг Баррон, Чарли Корсмо, Люси Камински
|
Про уродов и людей
Не успели мы отойти от боди-хоррора «Субстанция», как прокатчики поспешили познакомить нас с еще одним фильмом, где на экране демонстрируются пугающие трансформации плоти. Только «Другой человек» Аарона Шимберга не ужастик, а трагикомедия. И речь в ней идет не о женщине, а о мужчине...
Потерявший лицо
Герой ленты — бедняга Эдвард (Себастиан Стэн), лицо которого обезображено нейрофиброматозом. Это реальный недуг, проявляющийся в деформации внешности. Из-за своего отталкивающего вида парень дико не уверен в себе и старается избегать общения. Хотя его тянет к людям, ему хотелось бы завести друзей, наладить отношения с женщиной.

Как ни странно, на него обращает внимание соседка Ингрид (Ренате Реинсве). Начинающий театральный драматург, она заворожена уродством Эдварда и решает написать пьесу про его внутренний мир. Тем временем сам герой соглашается на экспериментальное лечение, которое оказывается настолько эффективным, что превращает страшилу в писаного красавца. Он инсценирует суицид, а сам меняет имя на Гай, встраивается в социум и становится успешным риелтором. Вот только его тянет в театр к Ингрид. И он пытается добиться главной роли в спектакле, дабы сыграть фактически самого себя. В маске, имитирующей бывшее лицо Эдварда. Проблема в том, что в труппе объявляется некий Освальд (настоящий нейрофиброматозник Адам Пирсон). Харизматичный и раскованный, он легко затирает Гая и отнимает у него роль всей жизни. Тут-то наш герой и осознает, что сменив внешность, он не смог поменяться внутренне. И по-прежнему остался закомплексованным Эдом, для которого нет места на первом плане...
Изгой общества
Первым делом хочется назвать картину Шимберга переосмыслением «Человека-слона» (1980) Дэвида Линча. Но это плохая идея. Герой того шедевра Джон Меррик — благородная душа, запертая в чудовищном теле. Герой Себастиена Стэна мелковат на фоне предшественника: в нем слишком много обиды, зависти, подавленной агрессии. Да и те, с кем его сталкивает судьба, милы больше на словах, в поступках же легковесны, эгоистичны и порой подловаты.

Иными словами, в «Другом человеке» нет персонажей, за которых безусловно хочется болеть. И Стэн очень тонко отыгрывает роль Эдварда-Гая, за которую получил «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля. Преображение актера, известного по образу крутого Зимнего Солдата в эпиках Marvel, в нерешительного лузера с амбициями поражает. Как поражает подход режиссера к вопросу социального изгойства. Ибо ответ он дает нестандартный, без обычной критики в адрес глухого к аутсайдерам общества и темы морального возвышения отщепенца над не принимающими его обывателями. Шимберг выдает артхаусную черную комедию, в которой просто показывает границы объективной реальности. И она успешно делит нас на уродов и людей вовсе не на основе того, как мы выглядим.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"