Земун /рецензия/
Россия (2022)
драма, фестивальное 16+
86 мин. / 01:26
|
|
Режиссер:
Эдуард Жолнин
Сценарий:
Эдуард Жолнин
В ролях
Евгений Ткачук,
Иван Решетняк,
Олег Ягодин,
Екатерина Шумакова,
Вячеслав Гардер, Андрей Ильин, Анатолий Дубанов, Никита Костюкевич, Георгий Шабанов, Василий Лысяков
|
Корова судьбы и наследие предков
Создатели фильма «Земун» называют свое детище магическим неовестерном. Имеют право. Хотя кино режиссера Эдуарда Жолнина проще описать как «провинциальный магический реализм». И да, описать-то проще, а вот интерпретировать происходящее на экране — та еще задачка даже для любителей заковыристого артхауса...
Возвращение домой
Сюжет ленты вращается вокруг автомеханика Егора (Евгений Ткачук), который после отсидки уехал из родной деревни в город и не собирался возвращаться. Тип он довольно неприятный: все мысли только о деньгах, выпивке и бабах, склонен винить в своих проблемах других, но не себя — словом, быдлан.

Однажды он получает сообщение от младшего брата Пашки (Иван Решетник) о смерти бати и оказывается вынужден воротиться в отчий дом — организовать похороны и решить дела с наследством. И если с погребением все просто (позвал друзей детства, вынесли, закопали, помянули), вопрос наследства оказывается непрост. Папа, державший стадо коров, крупно задолжал местному авторитету Глебу (Олег Ягодин), который предлагает братьям пустить буренок под нож и расплатиться. Ну и заодно отцовы земли отписать кредитору, ведь от такой сделки Егор и Пашка по деньгам будут в солидном плюсе. Все счастливы.
Егор только «за», но Пашка, верящий в батину мечту об изобильном фермерском рае, резко против. И являющаяся главному герою в видениях мистическая корова Земун, приходящая за душами умерших пастухов, намекает: за землю и стадо грядет битва, которая пройдет как на сугубо криминальном, так и на метафизическом уровне...
Поколенческий долг
Начало фильма заставляет поверить, что мы смотрим довольно простую историю об отношениях родственников, один из которых видит себя продолжателем дела предков, а второй является ренегатом, это дело в грош не ставящим. Середина и впрямь похожа на стандартный вестерн о противостоянии злобного богача и бедных ранчерос, пересаженный на российскую почву. Однако к финалу начинает подниматься градус обещанной мистики, приводящий зрителя к эффектной, хотя и заставляющей гадать, что же это было, сбивающей с толку концовке. Каковую можно описать как очередное видение главного героя, призванное помочь ему осознать свое место в мире через понимание преемственности долга — не перед лукавыми заимодавцами, а перед предыдущими поколениями, перед самой жизнью.

Да, «3емун» — не самый простой для понимания фильм, но даже самая неискушенная публика оценит отличную актерскую игру Ткачука, фантастическую операторскую работу Максима Эфроса и пробирающий до костей саундтрек Анатолия Гонье. Коммерческим хитом кино точно не станет, но любителям артхауса посмотреть его определенно стоит. Недаром оно завоевало Приз киноведов и кинокритиков на фестивале «Окно в Европу»-2021 и Приз зрительских симпатий IX Забайкальского международного кинофестиваля.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"