Сказка для старых /рецензия/
Россия (2021)
криминал, драма, психодел 18+
78 мин. / 01:18
|
|
Режиссер:
Фёдор Лавров, Роман Михайлов
Сценарий:
Роман Михайлов
В ролях
Кирилл Полухин,
Фёдор Лавров,
Роман Михайлов,
Евгений Ткачук, Анатолий Тишин, Денис Кириллов, Олег Васильков, Сергей Пахомов, Андрей Позднухов, Виктория Мирошниченко
|
Было у отца три сына
Режиссерский дебют актера Федора Лаврова и писателя Романа Михайлова «Сказка для старых» на первый взгляд выглядит как очередная криминальная драма «про братву». На деле кино оборачивается метафизической притчей о возрождении гуманизма и доверия в людях, не склонных ни к тому, ни к другому...
Лестница Якова
Завязка картины кажется вполне жанровой. Хотя уже с самого начала в ней видны приметы мифологического повествования. Преступный авторитет Батя (Анатолий Тишин) призывает к себе троих «сынков»: Старшего (Кирилл Полухин). Среднего (Федор Лавров) м Младшего (Роман Михайлов). И ставит задачу разузнать, каким это макаром ренегат Муля (Евгений Ткачук), некоторое время тому назад убиенный за кражу общака, по сообщениям уважаемых люден вдруг объявился живой и невредимый. Причем сразу в трех разных городах.

Старший, бывший спортсмен и самый умный из троих, едет в Новосибирск. Средний, поклонник блатных законов и понятий, двигает в Ростов. Младший же, тусовщик и наркоша, должен проверить информацию из Питера. Каждому предстоит совершить специфический для его склада личности квест, дабы в ломающем представления о классической драматургии финале прийти если не к пониманию того, что происходит, так хотя бы к его принятию — и надежде на то, что вечная зима, сковавшая души героев, наконец закончится и уступит место весне.
Очевидны намеки на то, что парни мертвы, находятся в чистилище и их одиссея есть шанс на то, чтобы подняться в более приятное посмертие но лестнице Иакова (недаром ближе к финалу появляется персонаж по имени Яков, которого тоже играет Ткачук). Но это не единственная возможная интерпретация.
Бандитский магреализм
Хотя по мере развития сюжета события в фильме становятся все более фантасмагорическими, они не выходят за пределы магического реализма. То есть никаких однозначно указывающих на мистику спецэффектов — только зыбкая атмосфера сконструированности окружающей реальности. Которая выражается в том, что персонажи относятся к архетипам братков 90-х и действуют в соответствующем той эпохе антураже, но в кадре то и дело мелькает какая-то современная деталь вроде смартфона. Это явно намеренное решение, а не случайный «зевок» реквизиторов.

А в целом — да, «Скалса для старых» именно что сказка. И именно что для старых. Молодой зритель, видимо, останется от просмотра фильма в недоумении: лента содержит маркеры, по-настоящему понятные только тем, кто застал «святые девяностые» с их волчьими нравами и живодерской философией, из-за которых сгинула уйма народа. Впрочем, и для зрелых людей с опытом просмотр картины будет непростым испытанием. Это сильно авторское, сильно фестивальное кино, стремящееся не расположить зрителей к себе, а вывести из зоны комфорта, и если и подвести в финале к чему-то похожему на катарсис, то самым неочевидным и странным образом.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"