Род мужской /рецензия/ Men
Великобритания (2022)
кино не для всех, фестивальный 18+
100 мин. / 01:40
|
|
Режиссер:
Алекс Гарленд
Сценарий:
Алекс Гарленд
Алан Резник
В ролях
Джесси Бакли,
Рори Киннер,
Гэйл Ранкин,
Паапа Эссьеду, Сара Твоми, Зак Ротера-Оксли, Соноя Мидзуно
|
Мужчины в ее жизни
Алекс Гарленд более известен как сценарист, работавший над такими фильмами, как «Пляж», «28 дней спустя» и «Судья Дредд». Хоррор «Род мужской» — лишь третий его режиссерский опыт в полнометражном кино. Как и первые два («Из машины», «Аннигиляция»), до изумления нестандартный...
Эскалация ужаса
Первые полчаса картина выглядит как традиционный психологический триллер. Пытаясь подлечить нервы после суицида мужа-абьюзера (Паапа Эссьеду), которое произошло на ее глазах, молодая женщина Харпер (Джесси Бакли) снимает живописный дом в идиллической сельской глубинке. Однако, бродя по округе и наслаждаясь тишиной, вдова не может избавиться от чувства опасности, которое накрывает ее по нарастающей.

У зрителя копятся вопросы, на которые сложно без подсказки найти ответы, лукавый автор же не спешит ничего разжевывать. Отчего все встреченные героиней в деревне мужчины (домовладелец, священник, коп, бармен и другие) на одно лицо (Рори Киннер)? Почему в округе наблюдается очевидный дефицит женщин? Что за голый дикарь, похожий на лешего, постоянно преследует ее? По какой причине даже дружелюбные местные парни вызывают у Харпер ощущение угрозы?
Реалистичная вначале, лента быстро обретает черты фантасмагории. Страхи героини материализуются в ряде жутких сцен, невероятным образом связанных с гибелью ее супруга. Но списать происходящее на то, что все это происходит только в голове у спятившей Харпер, не выйдет. Женщине придется встретиться с ужасами лицом к лицу в действительности. И либо пережить их, либо застрять в этом кошмаре навсегда.
Загадка природы
Бели вы думаете, что в финале постановщик расставит все точки над i, вы явно не знакомы с его творчеством. «Род мужской» — типичный для Гарленда фильм-загадка, побуждающий зрителя искать личное объяснение. На метафизическом уровне это пугающая фэнтези-притча об архетнпических страхах женщины перед миром мужчин с его генетической жаждой доминировать, контролировать и домогаться. Но картину можно рассматривать и как научную фантастику про затерянную в провинции колонию мужчин-клонов, хрупкий социальный баланс в которой ненароком нарушает залетная дамочка.

Ошибкой будет счесть ленту феминистской агиткой против самцов-женоненавистников. Хотя половина западных рецензентов поняла все именно так. Гарленд терпеливо разбрасывает в кадре намеки, что он все-таки видит мужчин и женщин сторонами одной медали, просто смотрящими в разные стороны. Однако выбирает для отражения своих мыслей способные отпугнуть простого зрителя средства — когда на экране происходит что-то несусветно чудовищное, но при этом в высшей степени эстетски снятое.
Иными словами, «Род мужской» — не столько жанровое, сколько авторское кино для продвинутых киноманов, несколько чрезмерное и запутанное в своей многослойности. Зато дарующее поистине уникальный зрительский опыт.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"