Утраченные иллюзии /рецензия/ Illusions perdues
Франция, Бельгия (2021)
драма, мелодрама, 18+
149 мин. / 02:29
|
|
Режиссер:
Ксавье Джанноли
Сценарий:
Ив Ставрид, Жак Фьески, Ксавье Джанноли
В ролях:
Бенжамен Вуазен,
Сесиль Де Франс,
Венсан Лакост, Ксавье Долан, Саломе Деваэль, Жанна Балибар, Андре Маркон, Луи-До де Ланкесэ, Жерар Депардье, Жан-Франсуа Стевенен
|
Люсьен к успеху шел
То, что благими намерениями вымощена дорога в ад, знают все. Но природа человеческая такова, что почти каждый втайне надеется: уж ему-то на пути к успеху удастся избежать глупых ошибок и следующих за ними жестоких уроков судьбы. Фильм «Утраченные иллюзии» напоминает: это вряд ли...
Куда приводят мечты
Костюмная драма Ксавье Джанноли — отменная адаптация бессмертной классики. Она получилась ничуть не старомодной, а по-современному яркой и энергичной. Лента не смогла вместить в свои 149 минут хронометража все сюжетные линии пухлого романа Оноре де Бальзака, по которому снята, однако основные идеи книги передала четко, выпукло и без лишнего «мыла».

В центре повествования находится амбициозный, талантливый, но чрезмерно самоуверенный и тщеславный молодой провинциал Люсьен Шардон де Рюбампре (Бенжамен Вуазен). Жаждущий славы и денег, он направляет свои стопы в единственное место, где его планы могут осуществиться — бурлящий от переизбытка творческих, финансовых и политических сил Париж эпохи Реставрации. Преисполненный оптимизма и надежд на лучшую жизнь, Люсьен хватается за любую возможность повысить свой статус, не осознавая, что многие его решения ведут к неприятным последствиям.
Мало-помалу даже до такого идеалиста, как наш герой, начинает доходить, что блестящий фасад высшего общества, в которое он стремится попасть, скрывает за собой болото жадности, цинизма и обмана. Да только не поздно ли Люсьен прозрел? Ведь в трясину легко ухнуть, выбраться из нее куда труднее...
Пора менять Систему
Надо сказать, роман «Утраченные иллюзии» киношники не слишком жалуют. Последний раз его экранизировали еще в 1983-м. Наверное, потому, что это весьма неудобный текст для сегодняшнего мира победившего капитализма. Ибо Бальзак рассказал не частную драму наивного парня, столкнувшегося с плохими людьми, заманившими героя на дурную стезю. На примере Люсьена писатель прямо обвиняет в перемалывании человеческих судеб само общество, ставящее во главе своей системы ценностей личную наживу и преуспевание любой ценой.

Иными словами, тут у нас не критика отдельных злых корпораций, нарушающих правила честной конкуренции — такие якобы «антибуржуйские» картины в Голливуде пачками снимают. Это безжалостное раскрытие сути капитализма, который под жизнерадостную брехню о свободе предпринимательства и возможностях для самореализации массово губит души ради прибыли.
Кино Джанноли, конечно, не призывает к революции и смене исторической формации, однако честно подчеркивает горькие выводы автора книги. И помогает ему в этом подтянутая режиссура, превосходное воссоздание атмосферы эпохи и, разумеется, качественные актерские работы. Помимо шикарного Вуазена в образе главного героя особенно выделяются Венсан Лакост, Ксавье Долан и Сесиль де Франс в ролях второго плана. Замечательная работа.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"