Грозный папа /рецензия/
Россия (2022)
семейный 6+
90 мин. / 01:30
|
|
Режиссер:
Карен Оганесян, Юрий Коробейников
Сценарий:
Кирилл Журенков, Надежда Воробьева
В ролях
Кирилл Кяро,
Евгений Гришковец,
Игорь Верник,
Елена Сафонова, Анастасия Тодореску, Михаил Орлов, Ирина Воронова, Ульяна Пилипенко, Игнат Акрачков, Эрик Панич
|
Иван Грозный спасает своего сына
Иоанн IV Грозный — не самый подходящий герой для комедии. Но раз уж у Булгакова и Гайдая все получилось, почему бы еще кому-то не попробовать? Вот авторы семейной приключенческой комедии «Грозный папа» и рискнули. Но есть ли у них повод пить шампанское?..
Лепота грядущего
Мало того, что режиссеры Карен Оганесян и Юрий Коробейников взялись за эксцентриаду с царем по примеру Михаила Афанасьевича и Леонида Иовича — они прихватили у них и прием с путешествием во времени. Но тут Иван Грозный переносится в наши дни по своей воле, дабы предотвратить гибель своего сына (случайную).

Заклинание из-за козней прочитавшей его ведьмы сработало нештатно, и венценосца выкинуло не в прошлое, а в будущее. И этот ход тоже стянут, но уже из «Пришельцев» с Жаном Рено. Оказавшись в непостижимой Москве XXI века с ее смартфонами и автомобилями, Иван Васильевич (Евгений Гришковец) вынужден сотрудничать с историком-аферистом Осиповым (Кирилл Кяро) и его детьми Романом (Эрик Панич) и Полиной (Ульяна Пилипенко). Решая ребусы а-ля «Код да Винчи», герои должны найти Либерею — утраченную библиотеку Грозного, в которой был гримуар с нужным заклинанием, и с его помощью вернуть монарха в 1581 год, пока не пришлось переписывать учебники истории.
Беда в том, что за книгой также охотится злая чародейка Аида (Анастасия Тодореску) — реинкарнация той самой ведьмы. А по следу Осипова-старшего идут бандиты во главе с неким Потоцким (Игорь Верник), которому горе-историк крупно задолжал. Оттого забавные эскапады царя в мире будущего то и дело чередуются с опасными но меркам семейного кино разборками...
Сравнения излишни
Сразу скажем, Оганесян и Коробейников и близко не подобрались к уровню Булгакова и Гайдая. Их комедия вряд ли станет классикой, в отличие от пьесы первого и фильма второго. Это лишь сезонный продукт, заточенный под наплыв зрителей в школьные каникулы. Все в нем серединка на половинку: игра актеров, режиссура, сценарий, качество юмора и трюки.

Личность царя явно упрощена для того, чтобы не пугать школьников. Хроники, мол, врут. На самом деле Васильевич был невысок, добродушен и интеллигентен — Гришковец фактически играет самого себя, не демонстрируя ни малейшей попытки изобразить персонажа, отличного от типичного героя своих моноспектаклей. Но он хотя бы не переигрывает, а вот Верник и Тодореску сильно пережимают, следуя недоброй традиции наших артистов гнать в детском кино вульгарную клоунаду с выпучиванием глаз и гротескными побегушками.
И все же как легкомысленное зрелище с рейтингом «6+» фильм вполне сносный. И получит свою долю аудитории при последующих показах на ТВ. Но если одновременно с «Грозным папой» по другому каналу будет идти «Иван Васильевич меняет профессию», перед зрителями не встанет проблема выбора. И вы догадываетесь, что они предпочтут посмотреть.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"