Чук и Гек. Большое приключение /рецензия/
Россия (2022)
семейный, приключения 6+
96 мин. / 01:36
|
|
Режиссер:
Александр Котт
Сценарий:
Владимир Аркуша, Денис Червяков, по Аркадию Гайдару
В ролях
Андрей Андреев,
Юрий Степанов,
Владимир Вдовиченков,
Юлия Снигирь, Александр Самойленко, Милена Софронова, Игорь Письменный, Наталья Коляканова, Тимофей Трибунцев, Ева Фадеева
|
Новый год в сказочной тайге
В СССР жанр святочного рассказа был задавлен катком соцреализма. «Чук и Гек» — одна из редких попыток написать святочную историю по-советски. По сути, это та же новогодняя сказка, только без волшебного элемента. Но авторы недавней экранизации новеллы Аркадия Гайдара все же решили привнести в нее немного магии...
Поездка в Сибирь
Сперва в фильме Александра Котта «Чук и Гек. Большое приключение» отклонения от сюжета оригинала редки, пускай с самого начала юные герои более активно формируют сюжетную повестку, нежели у Гайдара. Оптика резко смещена на мальчишек: камера оператора Петра Духовского постоянно следует за ними, стараясь показать, как они воспринимают мир вокруг — этакой комфортной для шалостей игровой площадкой с чуток искаженными пропорциями.

Утаив от мамы (Юлия Снигирь) телеграмму отца (Владимир Вдовиченков) о том, что их визит к нему на геолого-разведочную станцию в тайгу отменяется по техническим причинам, Чук (Андрей Андреев) и Гек (Юрий Степанов) Отправляются в путешествие с введенной в заблуждение родительницей. Осознав, что их никто не встречает, та пытается обосноваться с детьми на покинутой людьми заимке в ожидании возвращения геологов, которых надо еще перехватить, пока они, не ведая о нежданных гостях, не убыли на новое место работы.
Начиная с этого момента сценаристы выдают жирную порцию отсебятины с придуманными ими опасными приключениями — с блужданием ребят по ночной тайге, нападением волков, помощью детям от их оживших игрушек и встречей с хозяйкой Медной горы (Милена Софронова).
В добавленное время
Увы, как только проявляется фэнтези-экшн, кино, прибавив в зрелищности, теряет достоверность. Да, советские дети были теми еще авантюристами, но Чук и Гек начинают творить какие-то совсем суицидальные вещи, до которых не допетрили бы и самые отчаянные сорвиголовы. Чук вообще умудряется выжить, провалившись под лед в адский мороз!

Искомые геологами молибденовые руды показаны в кадре как сверкающие самоцветы (полная выдумка), а мама прогоняет медведя пением вокализа «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», более известного в исполнении Эдуарда Хиля под названием «Трололо» — и написанного в 1965 году, действие же картины происходит в декабре 1939-го.
Вы можете сказать, раз уж у нас тут сказка, какой с его создателей спрос? А вот такой: фильм очевидно страдает от перегруженности компьютерной графикой, имеет проблемы с мотивацией персонажей и затягиванием действия с помощью лишних, нелогичных сцен.
Да, «Чук и Гек. Большое приключение» выглядит дорого и красиво. Но вряд ли станет хитом — даже не из-за сценарно-режиссерских промахов, а потому, что обращается к аудитории, которой, как и СССР, больше нет. А та, которая есть, вряд ли оценит столь экстравагантно оформленный приступ ностальгии по советскому детству.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"