Исчезнувший /рецензия/ My Son
Франция, Великобритания (2021)
детектив, триллер 16+
95 мин. / 01:35
|
|
Режиссер:
Кристиан Карион
Сценарий:
Лор Иррманн,
Кристиан Карион
В ролях:
Джеймс МакЭвой,
Клэр Фой,
Гэри Льюис,
Том Каллен, Джейми Мичи, Роберт Джек, Оуэн Уайтлоу, Пол Рэттрэй
|
Британо-скандинавский нуар,
или Запечатлеть подлинное отчаяние
В 2017 году вышел франко-бельгийский триллер Кристиана Кариона «Мой сын» с Гийомом Кане. В России он шел в ограниченном прокате и остался незамеченным. Видимо, специально для нас с вами режиссер решил повторить свой фильм на английском языке. Не верьте дублированному титру «Исчезнувший» — на самом деле ремейк называется так же, как и оригинал: «Мой сын».
Поиски и загадки
Итак, Эдмонд Мюррей (Джеймс МакЭвой) узнает, что его маленький сын Итан исчез из детского лагеря, куда его отправила бывшая жена Эдмонда Джоан (Клэр Фой). Нет никаких зацепок или вменяемых версий, более того — инспектора полиции Роя (Гэри Льюис) вскоре отстраняют от этого дела. Поняв, что за всем этим стоят какие-то влиятельные темные силы, Эдмонд берется за поиски сам. Все, что у него есть — видеозаписи в телефоне нынешнего парня бывшей жены и отчаянное желание найти сына. Живым.

Главной «фишкой» и оригинала, и ремейка стало решение сценариста и режиссера построить весь фильм на импровизации главного актера. Джеймсу МакЭвою были заданы лишь исходные предлагаемые обстоятельства, а все действия и реплики актер придумывал прямо в кадре. Таким образом режиссер хотел запечатлеть подлинные реакции и эмоции отца в поисках пропавшего сына. Насколько удалась эта затея?
Почему бы просто не сыграть?
Что, безусловно, удалось на славу — так это создать напряженную атмосферу тревожного ожидания. Карион умудрился выстроить интригу, обманывая ожидания зрителей и выдавая вместо детективного сюжета лишь невнятные намеки, суть которых так и не раскрывается. Режиссер кладет во главу угла не саспенс, а эффект присутствия, сосредотачивая фильм на трагедии обычного парня, который не герой и не боец, да и умом не блещет. И чтобы поставить зрителя на место Эдмонда, режиссер мастерски использует видеоряд, живо напомнивший скандинавские нуары. Размытые серым дождем потрясающе красивые шотландские пейзажи в осенних тонах под хмурым небом вкупе с выносящей мозг музыкой Лорана Переса дель Мара становятся проекцией перевернутого бедой внутреннего мира героя.

Однако приходится признать, что эксперимент с импровизацией скорее был интересен актеру, нежели зрителям. Джеймс МакЭвой и так потрясающий мастер, способный играть в диапазоне от полного минимализма, как в «Искуплении», до феерических перформансов, как в «Расщепленном». Да и полное соблюдение заявленного принципа вызывает сомнения: вряд ли актеру дали в руки железный лом, запустили в дом, где сидят актеры, играющие злодеев, и сказали: «Давай, мужик, импровизируй!»
Так что в общем и целом какого-то особого откровения не случилось. Вспоминается знаменитый ответ великого Лоренса Оливье начинающему актеру Дастину Хоффману, когда тот рассказал, что ради нужного состояния сутки не спал и не ел: «Молодой человек, почему вы не попробовали все это просто сыграть?»
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"