Цензор /рецензия/ Censor
Великобритания (2021)
инди-хоррор, 18+
84 мин. / 01:24
|
|
Режиссер:
Прано Бэйли-Бонд
Сценарий:
Прано Бэйли-Бонд, Энтони Флетчер
В ролях:
Нив Алгар,
Майкл Смайли,
Николас Барнс,
Винсент Франклин,
София Ла Порта, Адриан Шиллер, Клер Холман, Эндрю Хавилл, Фелисити Монтегю, Дэнни Ли Уайнтер
|
Спагетти по-британски
Цензура в кино — явление отнюдь не сугубо отечественное. Например, в Великобритании времен тэтчеризма цензура цвела таким махровым цветом, что породила явление «видеомерзостей» — трэш-хорроров, запрещенных к показу в кино, но имевших успех на видео. Именно этому феномену посвящена новая хоррор-притча валлийской женщины-режиссера Прано Бэйли-Бонд «Цензор».
Комплекс вины
Итак, Англия 1980-х. В офисах — пишущие машинки и пепельницы, в домах — дисковые телефоны и видеомагнитофоны, а в телевизоре — Железная леди, вещающая о том, что в росте насилия в обществе повинны не социальные коллизии, а мерзкие фильмы ужасов! В эти сказки свято верит Инид (Нив Алгар), трудящаяся на ниве государственной киноцензуры. Работа небезопасная: когда очередной психопат повторяет в реальности кровавую сцену из какой-то страшилки, журналюги и обыватели винят цензора.

Но черная неблагодарность общества отходит на второй план, когда в очередном ужастике Инид видит эпизод, воспроизводящий кошмарные воспоминания детства, связанные с исчезновением ее сестры Нины, которые героиня всю жизнь старается загнать в самый дальний угол памяти. Желание доказать родителям, что сестра жива, медленно, но верно подтачивает рассудок Инид, перерастая в манию, которая разрушает ее правильный и отцензурированный мирок...
Добро пожаловать в «джалло»!
С первых же кадров Бэйли-Бовд затевает игру со зрителем, вызывая дискомфорт стилизацией под изображение с «жеваных» видеокассет. А затем, усыпив бдительность обещаниями социальной притчи на тему свободы в искусстве, режиссер постепенно, исподволь меняет ходы классического триллера на совсем другие приемы. И все обещания летят к черту, когда сбитый с толку зритель осознает, что британский фильм как-то незаметно обрел черты специфического итальянского жанра, известного как «джалло» или спагетги-хоррор.

Изысканно выстроенная картинках сочетании с выносящим мозг звукорядом, в котором стилизованная электронная музыка а-ля группа «Гоблин» переплетается с пугающими электронными же шумами, навевает иррациональный ужас где-то на подсознательном уровне. И все это вкупе с незаурядной, местами ломающей стандарты, режиссурой и вдохновенной игрой ирландской актрисы Нив Алгар вовлекает зрителя в эту игру, заставляя забыть и о логике, и о правдоподобии происходящего на экране. Так что не ждите внятного, вменяемого и все объясняющего финала, ибо один из постулатов «джалло» — непонятное пугает сильнее! Такое вот спагетти по-британски.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"