Текст /рецензия/
Россия (2019)
драма 18+
132 мин. / 02:12
|
|
Режиссер:
Клим Шипенко
Сценарий:
Дмитрий Глуховский
В ролях:
Александр Петров,
Кристина Асмус,
Иван Янковский,
Софья Озерова, Максим Виноградов, Виталий Хаев, Дмитрий Глуховский, Кирилл Нагиев
Официальный сайт фильма:
N/A
|
На связи,
или Как ни пыжься — в ад одна дорога
Не секрет, что в отечественном кино периодически появляются актеры, которые торчат затычками из всех бочек. Когда-то таковым был Сергей Безрукоа. Затем — Данила Козловский. Ныне это место занимает Александр Петров. И если он вам еще не надоел (нам – нет!), то очередная встреча ожидает вас в новой социальной драме/триллере Клима Шипенко «Текст», снятой по одноименному бестселлеру Дмитрия Глуховского.
Сбежать в Колумбию
Итак, студент Илья Горюнов (Александр Петров) загремел на нары на 7 лет по ложному обвинению в распространении наркотиков. Отбыв незаслуженный срок от звонка до звонка, Илья возвращается в богом забытый подмосковный городок Лобня. Но прежней жизни больше нет: мама умерла от инфаркта за день до его возвращения, девушка Вера (Софья Озерова) давно живет своей жизнью и даже старый кореш Серега (Максим Виноградов) стал чужим. У Ильи остается только желание поговорить с тем, кто сломал ему жизнь, — офицером ФСНК Петром Хазиным (Иван Янковский), который подбросил ему наркотики.
Но столкнувшись лицом к лицу с торжествующим мерзавцем, Илья, раскочегаренный эмоциями и водкой, не в силах сдержаться. И вот от негодяя остается только смартфон, а с помощью подсмотренного пароля Горюнову удается войти в систему. Оставаясь на связи, через текст на экране Илья становится Петром — для его родителей, друзей, сослуживцев, девушки Нины (Кристина Асмус). И похоже, если правильно распорядиться ситуацией, можно сорвать немалый куш и сбежать в Колумбию...
За все надо платить
Да, на сей раз перед нами не постапокалиптические разборки, как в фирменной серии Глуховского «Метро 2033», а вполне современная история. Даже более чем современная — учитывая созвучие имени героя с именем «подставленного под наркоту» неугодного журналиста Ивана Годунова, выглядящее прямо пророчески (роман написан в 2017 году).
К счастью, реальному герою повезло больше, нежели экранному, с которым режиссер мастерски заставляет зрителя себя отождествлять. Пройдя через своеобразное чистилище, Илья Горюнов осознает, что за все в жизни приходится платить, и потому как ни пыжься — в ад одна дорога. Ибо самая высокая плата — за жестокие жизненные уроки, помогающие стать человеком.
Постановщик «Салюта-7» умеет грамотно выстроить саспенс не только на орбите — нелинейный монтаж держит в постоянном напряжении, а эффект присутствия в некоторых эпизодах достигает такого накала, что реально стискиваешь зубы, переживая за героя, который уже не может принимать законы мира, где все решают деньги и связи, а зарплата унижает человеческое достоинство. Очень хороша также музыка Николая Ростова — тягучие басовые переливы создают мрачную атмосферу и реально скребут по нервам. Единственное, что очень раздражает при просмотре в кинотеатре — это запиканный мат. Нет уж, дорогие поборники нравственности, если режиссер фильма с рейтингом «18+» счел необходимым использовать ненормативную лексику, то пусть она звучит. Иначе местами возникает ощущение, будто сидишь не в кино, а дома перед телевизором.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"