Однажды в Стокгольме /рецензия/ Stockholm
Канада, США (2018)
драма 18+
92 мин. / 01:32
|
|
Режиссер:
Роберт Будро
Сценарий:
Роберт Будро
В ролях:
Итан Хоук,
Нуми Рапас,
Марк Стронг, Кристофер Хейердал, Би Сантос, Марк Рендалл, Йен Мэтьюз, Джон Ралстон, Шанти Рони, Кристофер Вагелин
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Ограбление по-шведски,
или Не бывает совсем плохих?
Исходное значение термина «стокгольмский синдром» — симпатия заложника к похитителю. Ныне термин широко применяется к разным ситуациям — от домашнего насилия до корпоративной диктатуры, — и многие уже не задумываются, при чем тут, собственно, Стокгольм. Ответ можно найти в криминальной трагикомедии Роберта Бюдро «Однажды в Стокгольме», в основу которой положена история, применительно к которой и был изобретен этот самый термин.
Полицейские и воры
Итак, в августе 1973 года в здание стокгольмского Кредитбанка заявляется неизвестный (Итан Хоук) в темных очках, «американском» прикиде, дурацком парике и ковбойской шляпе. Достает автомат и шмаляет в потолок, провозгласив: «Вечеринка начинается!»
Так и начинается первое в истории Швеции ограбление с захватом заложников, каковыми оказываются трое сотрудников банка: техник Элов (Марк Рендалл) и две кассирши — Клара (Би Сантос) и Бьянка (Нуми Рапас). Первым делом террорист требует освободить из тюрьмы и доставить в банк своего старого кореша Гуннара Соренсона (Марк Стронг).
Шеф полиции Маттсон (Кристофер Хейердал) идет на этот шаг, надеясь, что Гуннар уговорит подельника сдаться. Вместо этого старые друзья объединяются, рассчитывая, что смогут легко манипулировать старым служакой, и тот выполнит все требования. Но под маской туповатого рохли скрывается хладнокровный сукин сын со стальными нервами и каменным сердцем. И заложники начинают понимать, что полиции на них плевать — в отличие от бандитов, которые изо всех сил стараются, чтобы никто не пострадал.
Строгий Стронг
Канадский сценарист и режиссер Роберт Бюдро предпочел скрупулезному воспроизведению фактов художественную интерпретацию событий. Количество и характеры героев изменены, потому изменены и все имена — кроме имени премьер-министра Улофа Пальме (Шанти Рони). Фильм смотрится с интересом — не в последнюю очередь благодаря удачно выстроенному контрасту между яркой игрой Итана Хоука и строгой сдержанностью Марка Стронга, который здесь — редкий случай! — щеголяет длинным хайром. Но проблема в том, что режиссер вместо триллера замахнулся на трагикомедию — и не смог до конца выдержать этот сложнейший жанр.
Хотя отдельные удачи имеются — гениально уморителен эпизод, в котором Бьянка учит недотепистого мужа Кристофера, как приготовить детям селедку. Кстати, в роли мужа — норвежский актер Торнбьерн Харр, выглядящий как молодой Джеймс Вудс!
А главное, авторы фильма как будто сами подвержены стокгольмскому синдрому, изначально показывая законников бессердечными тварями, а бандитов — малость эксцентричными, но такими милыми ребятами, которым просто не повезло в жизни. В результате сам синдром выглядит не защитной реакцией психики людей, а вполне логичным выбором. Особенно смущает декларируемый Бьянкой постулат «не бывает совсем плохих». Не знаю, может быть, в 1970-е в это еще можно было поверить. Но в нынешние времена, после терактов с захватом заложников на Дубровке и в Беслане, подобный идеализм вызывает большие сомнения.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"