Супергерои /рецензия/ Rise of the Superheroes
Великобритания (2018)
Документальное 12+
116 мин. / 01:56
|
|
Режиссер:
Том О’Делл
Сценарий:
Том О’Делл
В ролях:
Нил Адамс,
Скотт Битти,
Дженна Буш,
Крис Клэрмонт,
Чак Диксон, Джефф Хендерсон, Эмма Логгинс
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Восхождение,
или Ты помнишь, как все начиналось?
Документальное кино в отечественном прокате — вещь довольно редкая. Вот и документалка Тома О'Делла «Супергерои» (в оригинале — «Восхождение супергероев») вряд ли добралась бы до кинотеатров, если бы не эпохальное событие — выход на экраны блокбастера «Мстители: Финал». Под впечатлением от грандиозной коды третьей фазы киновселенной «Марвел» будет интересно вспомнить, как же все начиналось.
Рождение вселенной
Фильм прослеживает историю восхождения индустрии супергеройских комиксов — от дешевого детского чтива сродни газировке и жвачке до покорившего весь мир кинематографического феномена.
Рассказ ведут настоящие знатоки. Авторы и художники, журналисты и редакторы сайтов с искренней любовью и почти маниакальной страстью представляют основные вехи истории комиксов: первые попытки перенесения комиксов на киноэкраны, первый успех с «Суперменом», триумф и вырождение первой кинофраншизы о Бэтмене, тернистый путь «Людей-Х», успешная перезагрузка истории Темного рыцаря, зарождение конкуренции изданий «Марвел» и «Ди-Си»...
Центральными фигурами становятся автор комиксов Стэн Ли и кинопродюсер Кевин Файги. Последнего один из участников фильма метко называет «Стивом Джобсом мира кино» — действительно, как и Джобс, Файги ничего не изобрел: почти всех героев придумал Стэн Ли, посвятивший комиксам всю свою жизнь. Но именно Файги придумал новый подход к созданию кинофраншизы, позволивший превращать в золото практически все, от малоизвестных изданий о Железном Человеке до «Стражей Галактики», которые в бумажном виде и вовсе считались мусором. Подход, приведший к рождению уникального и грандиозного явления — киновселенной «Марвел»...
«Мы сделали что-то хорошее!»
С точки зрения киноискусства фильм не представляет собой ничего выдающегося, это типичная документалка со стандартной структурой: основа повествования — безостановочный нарратив, прерываемый диалогами из кинолент, а видеоряд состоит из «говорящих голов», сменяющихся картинками из комиксов, кадрами из фильмов да съемками с премьер и фестивалей.
В содержании же ощущается перекос в сторону коммерчески успешных франшиз. Так, при наличии пристального внимания к убогой трилогии Сэма Рэйми « Человек-паук» упущен из виду такой шедевр, как «Человек Тьмы» — того же режиссера, между прочим! А величайшие из экранизированных графических романов либо не фигурируют вообще, как «V значит вендетта», либо упоминаются вскользь, как «Хранители», «Город грехов» и «Проклятый путь».
В заключении авторы делают странный вывод, что, несмотря на все успехи в кино, отношение к бумажным комиксам не изменилось. Вот тут я бы поспорил. По крайней мере, в России за последнее десятилетие произошла настоящая революция в комиксовой индустрии — не в последнюю очередь благодаря фильмам. И уже сам факт наличия спроса на роскошные, отнюдь не дешевые русскоязычные делюкс-издания лучших графических романов подтверждает слова одного из участников документалки: «Мы сделали что-то хорошее!»
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"