Одесса /рецензия/
Россия (2019)
драма 18+
130 мин. / 02:10
|
|
Режиссер:
Валерий Тодоровский
Сценарий:
Максим Белозор, Дмитрий Иванов
В ролях:
Евгений Цыганов,
Ирина Розанова,
Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Степан Середа, Станислав Эвентов, Вероника Устимова, Сергей Сосновский, Сергей Муравьев
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Жемчужина у моря
Валерий Тодоровский — главный спец по ретро в нашем кино. Он снял «Стиляг» и «Оттепель», а теперь еще и «Одессу» — ностальгическую драму, действие которой разворачивается в СССР и впитало детские воспоминания режиссера: Степан Середа, сыгравший в фильме юного Валерика, не просто так похож на автора фильма...
Семейная история
В основу ленты легла реальная история об эпидемии холеры, случившейся в августе 1970 года, когда Одессу закрыли на карантин, отчего многие отпускники застряли в городе. Вот и журналист Борис (Евгений Цыганов), приехавший с сыном Валериком к тестю и теще, обнаруживает, что его визит затягивается. Для пацана это, конечно, удача и продление каникул, а вот у его папы неприятности: срывается командировка в ФРГ.

Меж тем родственники Бориса — большая еврейская семья Давыдовых — подкидывают проблем. Одна его свояченица Мира (Евгения Брик) собралась с мужем Ариком эмигрировать в Израиль, отчего отец семейства, ветеран и коммунист Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник) приходит в гнев и страшно ссорится с женой Раисой Ировной (Ирина Розанова), не склонной драматизировать ситуацию. В конфликт активно влезает другая свояченица Лора (Ксения Раппопорт), обремененная мужем-алкоголиком. А у самого Бориса внезапно случается что-то вроде романа с соседкой Иркой (Вероника Устимова). Та вполне себе созрела, да вот беда: девице всего 15 лет, дело попахивает уголовщиной. И все окончательно смешалось в доме Давыдовых...
Назад в СССР
Хотя рекламируется кино как микс комедии и драмы, это все же именно драма — просто в ней встречаются смешные сценки особого одесского разлива Но не трагедия. Холера никого не унесет: тут она для того, чтобы ввести мотив карантина как метафоры ограничения свободы в советском обществе.

Ностальгический элемент заметен, однако не определяющ, поскольку связан с личностью Валерика, а он здесь не главный персонаж. Более важен «момент короля Лира», когда герой Ярмольника переживает кризис в отношениях с дочерьми и особенно с 70-летней супругой, блестяще сыгранной без грима 58-летней Розановой, убедительно превратившейся из моложавой славянки в морщинистую еврейскую бабульку, шпарящую на аутентичном идише с украинским акцентом. Также выделяется линия Бориса: лаконичный и не хлопочущий лицом Цыганов очень хорош в образе внешне уверенного в себе, но внутренне растерянного советского интеллигента, запутавшегося в своей жизни и чувствах к юной приморской чаровнице.
За счет прекрасно подобранных актеров и тщательно воссозданных примет эпохи (даже не верится, что дом героев — просто декорация, а натуру снимали в Таганроге) «Одесса» замечательно смотрится. Хотя из-за обилия действующих лиц, у каждого из которых своя тема, выглядит кино чуток несобранным. Ему бы лучше быть мини-сериалом: 130 минут не хватило, чтобы полностью раскрыть его потенциал.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"