Джокер /рецензия/ Joker
США, Канада (2019)
драма 18+ 122 мин. / 02:02
|
|
Режиссер:
Тодд Филлипс
Сценарий:
Тодд Филлипс, Скотт Сильвер, Боб Кейн
В ролях:
Хоакин Феникс,
Роберт Де Ниро,
Зази Битц,
Фрэнсис Конрой,
Бретт Каллен, Шей Уигэм, Билл Кэмп, Гленн Флешлер, Ли Гилл, Джош Пэйс
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Белый мученик,
или Мир — это цирк, а ты в нем просто клоун!
Как ни прекрасны Харви Двуликий, Пингвин, Пугало и Загадочник, а величайшим суперзлодеем вселенной «Ди-си» и главным противником Бэтмена был и остается Джокер. Очень по-разному играли его Сезар Ромеро, Джек Николсон, Хит Леджер и Джаред Лето. Каков же этот безумный клоун в долгожданном драматическом триллере Тодда Филлипса, который так и называется — «Джокер»?
Ведь униженье — его работа
Итак, где-то на задворках Готэм-Сити живет Артур Флек (Хоакин Феникс) — тихий человек, страдающий психическим расстройством, выражающимся в неконтролируемом смехе. Сидя на таблетках, он едва сводит концы с концами, заботясь о своей маме Пенни (Фрэнсис Конрой), которая когда-то работала на миллиардера Томаса Уэйна (Бретт Каллен) и верит, что, став мэром, он поможет простым жителям.
Артур вынужден работать клоуном-аниматором, подвергаясь унижениям и погружаясь в пучины депрессии. Его мечта стать стендап-комиком и выступить в шоу телезвезды Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) кажется недостижимой — ведь даже мама говорит, что комик должен быть смешным. И только чернокожая соседка Софи (Зази Биц), кажется, симпатизирует белому мученику. Последней каплей становится самое ужасное, что может случиться с человеком, — увольнение. И бессильные слезы начинают смывать грим веселого клоуна Карнавала, открывая злобный оскал Джокера...
Но посмеется последним...
Фильм привносит в образ Джокера мотивы творений Мартина Скорсезе — в первую очередь «Таксиста» и «Короля комедии». Главное здесь не криминальные перипетии, так что не ждите захватывающего сюжета и красочной картинки а-ля «Марвел». Наоборот, в стремлении вымарать «комиксовость» Филлипсу удалось «переноланить» Нолана, создав более реалистичный Готэм, чем в знаменитой трилогии. На экране возникает образ современного мегаполиса, в котором даже днем будто не хватает света, а жизнь протекает в двух не пересекающихся мирах — богатом и бедном. Улицы города, заваленные мусором, — не просто яркий штрих, а точная метафора состояния современного урбанистического общества.
На первый план выведены переживания героя, виртуозно сыгранные Хоакином Фениксом. Экстремально похудевший, пускающийся в безумные пляски смерти под скрежещущую виолончель, Феникс создает нового антигероя, привнося в образ коллизию кинопритчи Сэма Пекинпа «Соломенные псы». Абсолютное зло пробуждается в безобидном человеке как ответ на унижения со стороны социума. Но даже если ты принимаешь роль клоуна — ты никому не нужен и всех раздражаешь. Но клоун-убийца, конечно, тут же становится героем!
Фильм кинулись обвинять в оправдании террористов и призывах к насилию. На самом деле авторы вовсе не оправдывают своего Джокера, который вызывает сочувствие не больше, чем герой «Соломенных псов». И потому не ждите после титров эпизода, увязывающего ленту с киновселенной «Ди-си» или намекающего на сиквел. Безумный смех Джокера-Феникса мы услышали в первый и последний раз. Но вряд ли когда-нибудь забудем.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"