Зеленая книга /рецензия/ Green Book
США (2018)
Драма, биография 16+
130 мин. / 02:10
|
|
Режиссер:
Питер Фаррелли
Сценарий:
Ник Валлелонга, Брайан Хэйес Карри, Питер Фаррелли
В ролях:
Вигго Мортенсен,
Махершала Али,
Линда Карделлини,
Себастьян Манискалко, Димитар Маринов, Майк Хаттон, П.Дж.Бирн, Джозеф Кортезе, Мэгги Никсон, Фон Льюис
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Шофер мистера Ширли,
или Не только о расизме
Ворвавшись на звездный небосклон, Вигго Мортенсен удивил не только безупречным образом Арагорна, но и тем, что до того мы видели его в десятке фильмов — и не запомнили! С тех пор Вигго сыграл ряд запоминающихся ролей, трижды снялся у Дэвида Кроненберга и дважды номинировался на «Оскар». Третьей номинацией стала роль в новой биографической ретродрамедии Питера Фаррелли «Зеленая книга».
Двое в дороге
Тони Валлелонга по прозвищу Болтун (Вигго Мортенсен) работает вышибалой в кабаре, не упускает случая урвать у судьбы пару лишних долларов и не привык жаловаться на жизнь. Не жалуется и тогда, когда забегаловку закрывают. Но поскольку надо кормить любимую жену Долорес (Линда Карделлини) и сыновей, Болтун начинает искать возможность перекантоваться. Узнав, что какой-то доктор ищет личного шофера, Тони отправляется на встречу.
Но вместо врачебного кабинета Болтун попадает в апартаменты чернокожего пианиста, доктора философии и музыки Дона Ширли (Махершала Али). Тот отправляется в турне по южным штатам, и ему нужен не только водитель, но и телохранитель — ведь на дворе 1962 год, и хваленая американская свобода преспокойно сочетается с расовой сегрегацией. Устроители турне дают Болтуну в дорогу справочник с указанием мест, куда пускают цветных — ту самую «Зеленую книгу»...
Смешно о серьезном
Многие сравнивают «Зеленую книгу» с французским хитом «1+1», но картина скорее вызывает в памяти классического «Шофера мисс Дэйзи» — с оригинальным сюжетным перевертышем. Причем «Зеленая книга» в чем-то интереснее обеих картин, так как в ней происходит взаимное влияние героев. Музыкант учит грубого вышибалу не только писать жене письма в духе товарища Сухова, но и по-новому воспринимать мир, проникаясь социальной несправедливостью. А тот в свою очередь учит рафинированного интеллигента не только есть жареную курицу, но и понимать, что есть жизнь и за пределами его лицемерного мирка. При этом серьезные мысли подаются с изрядной долей юмора, удачно разбавляющего притчевые интонации.
Фильм поднимается над уровнем стандартного духоподъемного кино, перерастая в жизнеутверждающую притчу не столько о расизме, сколько о необходимости выйти из зоны комфорта, чтобы расти над собой. Итог — три «Золотых глобуса» (включая заслуженную награду Махершалы Али, сдержанной игрой на полутонах оправдавшегося за незаслуженный «Оскар» за роль в перехваленном «Лунном свете») и пять номинаций на «Оскар».
К сожалению, у Мортенсена нет никаких шансов — а жаль: отрастив нехилое пузо и засунув подальше свой природный нордический темперамент, Вигго жжет напалмом в образе харизматичного раздолбая, не затыкающегося ни на минуту! Отдельный поклон студии дубляжа, сумевшей передать своеобразное очарование грубой, но полной житейской мудрости речи героя. А если какому-нибудь быстрому критику кажется, что Мортенсена слишком много, то, как сказал бы Тони Болтун, берите меня таким, какой я есть, а не нравлюсь — поцелуйте меня... в общем, сами знаете куда!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"