Бык /рецензия/
Россия (2019)
драма 16+
99 мин. / 01:39
|
|
Режиссер:
Борис Акопов
Сценарий:
Борис Акопов
В ролях:
Юрий Борисов,
Стася Милославская,
Афина Кондрашова,
Егор Кенжаметов, Александр Самсонов, Игорь Савочкин, Алексей Филимонов, Сергей Двойников, Александр Левин, Роман Колотухин
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Телец на заклание
Отечественные фильмы о «святых 90-х» вышли из моды, однако не исчезли совсем. Очень уж травматичная эпоха: много было в ней того, что хотелось бы забыть как страшный сон, да где там — врезалось в память намертво. И драма Бориса Акопова «Бык» напоминает нам о той ельцинской России, которую мы, к счастью, потеряли.
Выжившим в девяностые
Режиссер приглашает зрителя в 1997 год. На фоне массовой нищеты, преступных разборок и коррупции разворачивается история молодого бандита по кличке Бык (Юрий Борисов), который руководит мелкой «бригадой».
В отличие от своих довольно примитивных «братков» герой способен на какую-никакую рефлексию. Он заботится о матери, младших брате и сестре. Живет «по понятиям», хотя пытается вести дела по справедливости. Вот только происходящее вокруг свинство тянет на дно, на наших глазах рисуя парню судьбу, которая никак не может быть счастливой.
Для гангстера Бык слишком мягок и уязвим, у него есть моральные ориентиры и идеалы, пускай и сильно редуцированные. В иное, более приятное время, из него вполне мог выйти неплохой руководитель среднего звена, любящий муж и отец. К сожалению, эпоха сдала герою плохие карты. Выиграть такими — без шансов. Предчувствие трагедии разлито в воздухе, единственная милость судьбы в том, что когда нельзя выбрать достойную жизнь, есть шанс выбрать достойную смерть.
Потерянные мальчики
Словом, «Бык» не пышет оптимизмом, представляя собой драму о потерянном поколении. Потерянном — без кавычек. Речь не о разочарованных молодых людях, которым не нравится их эпоха. Речь о молодых людях, которых их эпоха убила, 34-летний режиссер-дебютант, заставший 90-е подростком, явно испытывает к описываемому им периоду сильные чувства, далекие от комплиментарных. Поэтому его кино смотрится с большим интересом, несмотря на видимые огрехи «первого блина» (предсказуемость сюжетных поворотов, перебор с эмоциями, лобовые диалоги). Надрывное, пристрастное, обличающее, оно попросту выглядит живым на фоне холодных и просчитанных «продюсерских» фильмов, не способных привлечь зрителей.
Отдельно хочется отметить игру Стаси Милославской в роли циничной и практичной девушки Тани, мечтающей «свалить из этой страны». Ее героиня оказывается лучшим человеком, чем мы ожидаем, и актриса показывает это тоньше, чем предусматривает сценарий. Также хочется отметить занятный саундтрек, состоящий из явно специально отобранной, совершенно кошмарной попсы, отлично подчеркивающей жестокую инфантильность своего времени.
Иными словами, «Бык» — крепкий дебют, на который следует обратить внимание. Даже если его тема вызывает подспудное отторжение. Считайте этот фильм прививкой от ненужной ностальгии. Действует с гарантией.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"