К звёздам /рецензия/ Ad Astra
США (2019)
драма, фантастика 16+
122 мин. / 02:02
|
|
Режиссер:
Джеймс Грэй
Сценарий:
Джеймс Грэй,
Итан Гросс
В ролях:
Брэд Питт,
Томми Ли Джонс,
Дональд Сазерленд,
Рут Негга, Лив Тайлер
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Одиночество во Вселенной
Тем, кто поверил рекламным роликам и ждет от фильма «К звездам» с Брэдом Питтом череды головокружительных космических приключений, следует придержать коней. Это не нон-стоп экшн, а экзистенциальная драма с редкими вспышками действия. По духу кино ближе к «Интерстеллару» (2014) и «Солярису» (1972)...
Отец небесный
В самом деле, режиссер Джеймс Грэй никогда не страдал от гипердинамии. Он всегда питал страсть к созданию тягучих историй с ощутимым таким акцентом на темы одиночества, отчужденности и замкнутости («Ярды», «Любовники», «Роковая страсть») — меланхоличным и даже несколько занудным.
Вот и «К звездам» сразу дает понять, что постановщику больше интересны внутренние переживания астронавта Роя МакБрайда (Брэд Питт), который ищет в бескрайнем космосе пропавшего много лет назад отца (Томми Ли Джонс), чем эпизоды, где герой преодолевает на своем пути сюжетные препятствия. Да, есть ряд впечатляющих сцен: падение Роя в скафандре с низкой орбиты на Землю, погоня с перестрелкой на Луне, схватка с агрессивным зверьем в невесомости. Но на основную идею картины они не работают это просто не связанные с развитием истории экшн-вставки для удержания внимания массового зрителя.
По-настоящему важные для понимания фильма моменты прямо озвучены внутренним голосом Роя. Прежде всего — вопрос поистине космического одиночества человека. Человека, который, гоняясь за иллюзорными сверхидеями, теряет все самое дорогое в жизни и обрекает себя на изоляцию и безумие.
Ложная дихотомия
Западные критики от фильма без ума: не каждый день выходит крупнобюджетный артхаус с богатой смысловой нагрузкой. Автору же этих строк кажется, что кино перехваливают. Не всякая смысловая нагрузка бывает полезной.
Однозначно хорош в этой спейс-элегии Брэд Питт, мастерски играющий слегка аутичного астронавта а-ля Нил Армстронг (Питт, говорят, и сам такой по жизни). И общая фактура картины с легким ретроуклоном — дизайн скафандров как из 70-х, классического вида ракеты без всяких дизайнерских надстроек. Однако замысел режиссера в целом воплощен средне. Много лишних элементов, лобовой подачи авторских мыслей через прямую речь и несоответствия тщательно выписанных деталей нашего будущего требованиям здравого смысла.
И еще напрягает то, как упорно Грэй продавливает гуманистический догмат из «Соляриса» и книг Стругацких: «Главное — на Земле. Главное — люди». Ну, «Солярис» — великое кино, да только Андрей Тарковский, ценивший «траву у дома» больше, чем тайны Вселенной, все же занимает позицию, безоговорочно примыкать к которой не следует. Человек тем и прекрасен, что способен решать грандиозные сверхзадачи, не забывая при том о душе и семейных ценностях. Категорически противопоставлять одно другому любят лишь философствующие художники.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"