История одного назначения /рецензия/
Россия (2017)
Драма, 12+
112 мин. / 01:52
|
|
Режиссер:
Авдотья Смирнова
Сценарий:
Авдотья Смирнова, Анна Пармас, по Павлу Басинскому
В ролях:
Алексей Смирнов,
Евгений Харитонов,
Филипп Гуревич,
Ирина Горбачева, Елизавета Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Энциклопедия русской жизни
Тем, кто решил, что «История одного назначения» — кино про молодого Льва Толстого, сообщаем: это не так. Писатель является лишь одним из персонажей ленты, которая проходит вовсе не по категории «случай из жизни гения», а метит выше, претендуя на объяснение того, почему у нас в России эдак все устроено...
Рядом со Львом
Начинается кино Авдотьи Смирновой с того, что юный офицерик-идеалист Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов), не очень умный, но исполненный реформаторского пыла, поссорившись со строгим отцом-генералом, покидает Петербург, чтобы доказать: он и в полку в Тульской глуши не пропадет.
Грубости провинциальной службы сперва не умеряют энтузиазм столичного щегла, благо их действие частично смягчается. С одной стороны, тем, что папа явно намекнул кому надо: сына поберечь. А с другой, его удерживает в благодушном состоянии знакомство с литератором-гуманистом Львом Толстым (Евгений Харитонов), который живет неподалеку, в Ясной Поляне.
И все же суровая реальность медленно, но верно подминает под себя героя. Все попытки Колокольцева гуманизировать отношение к солдатам, улучшить ротную жизнь и поступать благородно терпят крах. Когда над писарем Шабуниным (Филипп Гуревич), затерроризированным начальством, нависает угроза расстрела за нападение на командира, попытка спасти беднягу, в которой примет участие и граф Толстой, приведет Григория и Льва Николаевича к жестокому кризису и слому привычной для обоих системы взглядов...
Кому на Руси жить...
Занятный эффект: первые минут двадцать «История одного назначения» кажется исторической комедией нравов и скорее раздражает. Во многом благодаря протагонисту — наивному до карикатурности Колокольцеву. Однако кино постепенно разгоняется, драматизм происходящего на экране нарастает, а забавные сцены а-ля «не знающий жизни юнец попадает впросак» уступают место серьезным, в которых наш Гриша эту самую жизнь начинает познавать — после того, как она его потреплет.
Лента приобретает многоплановость, и уже на середине начинаешь понимать, что в ней нет лишних персонажей. У каждого действующего лица есть своя четкая функция. Глубиной, правда, могут похвастаться не все герои, поскольку у нас тут все-таки не «достоевщина» с тщательным выписыванием психологических портретов. Смирнова пытается поступать в толстовской традиции, дав широкую картину русской жизни. Показать, как именно у нас получается, что хочешь поступить по закону — выходит зверство, хочешь по справедливости — выходит коррупция, а хочешь по-доброму — полный бардак выходит!
В итоге фильм, начавшийся довольно легкомысленно, заканчивается мощно и трагически, демонстрируя, что его авторы прекрасно отдавали себе отчет, какого эффекта намерены достичь. Безусловно, «История одного назначения» — лучшая работа Смирновой как режиссера и сполна заслуживает внимания зрителей.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"