Дом, который построил Джек /рецензия/ The House That Jack Built
Дания, Франция, Германия, Швеция (2018)
Эпатажный триллер, психодрама 18+
152 мин. / 02:32
|
|
Режиссер:
Ларс фон Триер
Сценарий:
Ларс фон Триер, Йенли Халлунд
В ролях:
Мэтт Диллон,
Бруно Ганц,
Ума Турман,
Шиван Фэллон,
Софи Гробёль, Райли Кио, Джереми Дэвис, Эдвард Спелирс, Дэвид Бэйли, Ю Джи-тхэ
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Скатертью дорога, Джек!
или Что нам стоит дом построить?
Еще в своей короткометражке, снятой для альманаха «У каждого свое кино», датский режиссер Ларс фон Триер затронул тему убийства как творческого акта, своеобразного ответа доведенного до ручки художника доставшему его обывательскому миру. Ныне он развернул эту тему в почти не поддающийся жанровому определению скрупулезный (фильм длится два с половиной часа) сеанс философского автопсихоанализа «Дом, который построил Джек».
Художник по убийствам
Итак, Джек (Мэтт Диллон) — инженер, мечтающий стать архитектором. Купив клочок земли, он возводит дом, стараясь воплотить свои творческие устремления. Но построить дом мечты не так просто — куда проще оказалось убивать людей. За 12 лет Джек убил кучу народа и прошел путь от неврастеничного психопата до неуловимого серийного убийцы, которому везет буквально во всем. Кроме дома, который Джек никак не может построить...

Композиция фильма и сама напоминает дом. В фундамент заложена черная комедия — за смех, как в «Нимфоманке», отвечает Ума Турман в роли настырной тетки, которую, как в том эстрадном номере про кошелку, «убить мало»! Дальше начинается возведение стен, в которых режиссер пробивает окна в самые темные уголки души маньяка, воплощающего в убийствах свои амбиции художника, — и комедия уступает место жесткому бытовому хоррору. И наконец, последние полчаса длится установка крыши, и это метафизическое сошествие во ад — в компании, разумеется, Вергилия (Бруно Ганц) — реально сносит крышу!
Лапку больно!
Разговоры о запредельном насилии смахивают на пиар — на поверку Ларс фон Триер не столько шокирует натуралистичностью, сколько демонстративно нарушает табу. С одной стороны, кривишься от столь откровенного троллинга, но с другой, задумываешься: а достойны ли иного зрители, которые за одного утенка переживают больше, чем за всех растерзанных в фильме людей? Да и критики, которые, поругав фильм за глупость жертв, тут же демонстрируют полное отсутствие мозгов, всерьез веря, что в век компьютерных технологий «фашист» фон Триер реально отрезал лапку «бедной уте». Да и журналисты, которые, посмеявшись шуткам Брэда Питта про детей, утратили чувство юмора, услышав шутку Ларса про Гитлера.

Кстати, над последним режиссер вдоволь поиздевался, вложив в уста героя монолог о том, не являются ли художниками и тираны. И глядя на эту вереницу вождей, поневоле можно подумать, что убийцам помогают Небеса. Кстати, бессловесная игра Мэтта Диллона в эпизоде с ливнем, смывающим кровавый след, — выше всяких похвал! А в финале для самых непонятливых фон Триер, четко показывает, что не сочувствует своему герою, провожая его в последний путь ерническим хитом «Скатертью дорога, Джек!» И прежде чем плеваться и призывать на голову Ларса фон Триера «игнор и забвение», может, стоит задуматься: так ли уж неправ в своих диагнозах человечеству этот мрачный мизантроп? Просто спросите своего Бога — почему построенный им дом настолько несовершенен? Ответом будет мертвая тишина.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"