Человек, который удивил всех /рецензия/
Россия, Эстония, Франция (2018)
Драма, "кино не для всех" 18+
104 мин. / 01:44
|
|
Режиссер:
Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Сценарий:
Алексей Чупов, Наташа Меркулова
В ролях:
Евгений Цыганов,
Наталья Кудряшова,
Юрий Кузнецов,
Павел Майков,
Василий Попов, Алексей Филимонов, Елена Ворончихина, Максим Виторган, Амаду Мамадаков, Тимофей Зайцев
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Ничего не говори,
или Как стать уткой
Сценаристы и режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов ворвались в большое кино в 2013 году ироничным исследованием сексуальных комплексов российского общества «Интимные места», взявшим четыре премии на ОРКФ «Кинотавр». Понятно, что после такого успеха создателям пришлось задуматься, чем удивить всех в следующем полном метре. И семейно-режиссерский тандем не ударил в грязь лицом — на экраны вышла новая драма/притча Меркулова и Чупова «Человек, который удивил всех».
Обмануть Смерть
Итак, сибирский егерь Егор (Евгений Цыганов) совсем не похож на своего коллегу и тезку из советской классики «Не стреляйте в белых лебедей» — он немногословен, замкнут и вполне способен в одиночку завалить пару браконьеров. Но старуха с косой подстерегает его не на лесных тропках: врачи обнаруживают у Егора смертельную опухоль и дают ему от силы месяца два. Тот воспринимает известие по-деловому — кладет в банк деньги для семьи и готов лечь в хоспис сразу после сбора картошки.
Но любящая жена Наташа (Наталья Кудряшова), беременная вторым ребенком, не может смириться и пытается найти спасение. К сожалению, ни заезжее светило медицины (камео Максима Виторгана), ни местная шаманка (Елена Ворончихина) помочь не могут. Впрочем, последняя, хлебнув водочки на полученные от Наташи денежки, уже не в рамках лечения рассказывает Егору сибирскую легенду о селезне Жамбе, который смог обмануть Смерть, прикинувшись уткой. И вот эта-то древняя байка внезапно оказывает воздействие, толкая егеря на отчаянный шаг...
Дальнейшее — молчанье
Хотя фильм совершенно не похож на хулиганские «Интимные места», кино вновь получилось не для всех. Неторопливое, тягучее повествование, обрамленное психоделическими вокализами, вряд ли вызовет восторг у массового зрителя. Да и многих эстетов покоробит сухой, иллюстративный показ дремучих стереотипов — слово на букву «п» звучит неоднократно, сыну героя достается от пацанов, мгновенно забывших, что еще вчера считали его отца крутым, и даже любящая жена в отчаянии кричит преобразившемуся мужу: «Почему ты помереть нормально не можешь?» А герой упрямо не сворачивает с выбранного пути и, чтобы Костлявая не опознала его по голосу, весь оставшийся фильм не произносит ни слова.
И тут во всей красе раскрывается актерский талант и отвага Евгения Цыганова. Не всякий даже очень хороший актер осмелится надеть платье не в комедийном ключе, а уж тем более отыграть сцену изнасилования. Но Цыганов, как и его герой, стоически проходит через все испытания, и его молчание стоит многих страстных монологов. Именно благодаря наполненному, одухотворенному молчанию и выразительной игре одними лишь глазами ближе к финалу становится понятно, что социальный аспект в этой картине — не главное. Перед нами философская притча о том, что, вопреки советским постулатам, жизнь не есть борьба. О способности ради жизни измениться, сохранив в себе живую душу. Которая через страдания приходит к спасению. А дальнейшее — молчанье.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"