Тони Эрдманн /рецензия/ Toni Erdmann
Германия, Австрия (2016)
Артхаус, трагикомедия 18+
162 мин. / 02:42
|
|
Режиссер:
Марен Аде
Сценарий:
Марен Аде
В ролях:
Сандра Хюллер,
Петер Симонишек,
Михаэль Виттенборн,
Томас Лойбл,
Тристан Пюттер, Ингрид Бису, Хадевих Минис, Люси Расселл, Виктория Кочас, Александру Пападопол ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Мой отец — клоун
Австро-немецкая трагикомедия «Тони Эрдманн» неплохо показала себя на фестивальной арене (приз ФИПРЕССИ в Каннах, «Золотой Ирис» в Брюсселе) и мощно выступила на European Film Awards (5 премий: за лучшие кино, режиссуру, актера, актрису и сценарий). Стоит ли ждать для нее «Оскара» за лучший иностранный фильм?..
Выдуманный персонаж

В центре сюжета картины Марен Аде — отношения пожилого отца Винфреда (Петер Симонишек) и его взрослой дочери Инес (Сандра Хюллер). Несмотря на солидный возраст мужчина ребячлив и эксцентричен. Он любит розыгрыши и часто прикидывается на людях Тони Эрдманном, выдуманным им персонажем, который дурно шутит и вечно ставит окружающих в неловкое положение. Дочь — полная противоположность папы: сухая бизнесвумен без личной жизни, эдакий затянутый в деловой костюм робот на корпоративной службе.
Инес не выглядит такой уж угнетенной своей жизнью винтика капиталистической машины. Но Винфред видит: в глубине души его девочка несчастна. И пытается в своей клоунской манере растормошить холодную, зацикленную на работе одиночку. Увы, его комические эскапады в облике Тони чаще вгоняют всех в ступор неуместностью, чем веселят. И все же неугомонный старик не оставляет попыток оживить серый мир вокруг Инес...
Досидеть до конца

Прямо скажем, «Тони Эрдманн» — кино не для всех. Это довольно невыносимый артхаус, поступающий со зрителем примерно так же, как Тони поступает с окружающими. Фильм напрягает и провоцирует, однако так нарочито неуклюже, что даже продвинутому синефилу добраться до финала будет трудно. Видимо, это концептуальная «фишка».
Актеры выкладываются на все сто, их игра полна психологических нюансов, да только все они тонут в море авторского занудства. 162 минуты экранного времени для картины с весьма прямолинейным месседжем (а Марен Аде сняла аж 120 часов материала, который резала и монтировала целый год!) — издевательство. Между запоминающимися шутками («Подрабатываю в доме престарелых, 50 евро за смерть, большинство не сопротивляется») и эмоционально сильными сценами (Инес исполняет песню «The Greatest Love of All» — сперва очевидно дурачась, но постепенно переходит на душевный, исповедальный тон) пролегают тонны пустой породы.
Фестивальный хит с периодическими проблесками гения? Да. Будущий лауреат «Оскара»? Вряд ли. Шведская «Вторая жизнь Уве» и иранский «Коммивояжер» явно должны нравиться американским киноакадемикам больше.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"