Сплит /рецензия/ Split
США (2016)
Триллер 16+
117 мин. / 01:57
|
|
Режиссер:
М. Найт Шьямалан
Сценарий:
М. Найт Шьямалан
В ролях:
Джеймс МакЭвой,
Аня Тейлор-Джой,
Бетти Бакли,
Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус, Нил Хафф, Уки Вашингтон ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Осколки,
или Кто видел Зверя?
М. Найт Шьямалан — режиссер-загадка: разлет качества его фильмов — от связки номинаций на «Оскар» до пачки «Золотых малин»! Но вот год назад он чуть не увел у Сильвестра Сталлоне награду за восстановленную репутацию, внезапно сняв после ряда претенциозных и глупых опусов сильный хоррор «Визит». Подтверждает ли его «исправление» новый психотриллер «Сплит»?
Кто ты, невидимка? Выходи на свет!
Итак, двух юных фиф Клэр (Хэйли Лу Ричардсон) и Маршу (Джессика Сула) вместе с оказавшейся в их компании замкнутой тихоней Кейси (Аня Тэйлор-Джой) похищает и запирает в своем логове некий тип в очках. Сексуальный маньяк, оголодавший каннибал, садист-убийца? Если бы все было так просто...
Скоро выясняется, что похититель страдает расщеплением идентичности: в теле Кевина (Джеймс МакЭвой) живут 23 личности! И большинство остается невидимками, так как главенство захватили три, которые, сменяя друг друга, «выходят на свет».
Общаясь то с нервным ценителем девиц в белье Деннисом, то с рассудительной дамой Патрицией, то с 9-летним глупышом Хедвигом, пленницы узнают, что им уготовано стать «священной пищей» для какого-то Зверя, который вскоре должен пробудиться. Попытки освободиться приводят к тому, что Клэр и Маршу отселяют в подсобки, и теперь спасение зависит только от Кейси. А тем временем в отношениях личностей Кевина пытается разобраться женщина-психиатр доктор Флетчер (Бетти Бакли), которая общается с еще одной ипостасью Кевина — гламурным модельером Барри...
Зверь идет за вами
Возможно, с точки зрения профессиональной психиатрии в картине хватает наива и стереотипов. Но простого зрителя с первых же кадров захватит сюжет, показывающий, что может произойти, когда осколки разрушенной личности обретают собственную идентичность. При этом Шьямалан не использует этот прием, чтобы тупо надрать зрителя (как это было в триллере «Идентификация»), а берет его за основу, чтобы мастерски выстроить одновременно забавную и пугающую историю.
Восприятие немного портят блеклые девицы — но возможно, это сделано специально, чтобы они не отвлекали зрительское внимание от того священного безумия, которое творит Джеймс МакЭвой! Его актерская работа безупречна — почти без помощи внешних эффектов перевоплощаясь то в жеманную тетеньку, то в валяющего дурака пацана, МакЭвой подспудно создает ощущение приближения какой-то неведомой страшной опасности. Да, на шедевр фильм не тянет, но как захватывающий и неглупый триллер вполне достоин внимания.
Неожиданный финальный загиб (о котором, однако, сам же Шьямалан и растрепал в интервью, так что вряд ли это такой уж спойлер) раскрывает, что действие картины происходит в той же вселенной, что и действие его раннего фильма «Неуязвимый» — гениального «комикса наизнанку». Что ж, снятый за смешные $9 млн «Сплит» уже собрал в мировом прокате почти $250 млн, — так что нас точно ожидает «Неуязвимый против Зверя»! Ждем-с...
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"