мама! /рецензия/ mother!
США (2017)
Артхаусная драма, фестивальное 18+
121 мин. / 02:01
|
|
Режиссер:
Даррен Аронофски
Сценарий:
Даррен Аронофски
В ролях:
Дженнифер Лоуренс,
Хавьер Бардем,
Эд Харрис,
Мишель Пфайффер,
Донал Глисон, Брин Глисон, Кристен Уиг, Йован Адепо, Стивен МакХэтти, Аманда Чиу
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Из пепла и праха,
или Вечная беззвучная темнота
Ох, неспроста Даррен Аронофски держал в тайне сюжет своего нового фильма! Оказалось, что, выдав три года назад радикальную версию библейского мифа о Ное и Всемирном потопе, режиссер-мизантроп решил не останавливаться на достигнутом. И от живописаний страстей земных рванул прямиком в высшие сферы — в новой метафизической хоррор-притче «мама!».
Поймать вдохновение
Итак, в большом особняке где-то на отшибе живет семейная пара — немолодой поэт (Хавьер Бардем) и его прекрасная жена (Дженнифер Лоуренс). Несмотря на разницу в возрасте, они выглядят идеальной парой — но все не так просто. Молодая женщина в одиночку любовно восстанавливает дом мужа после катастрофического пожара, надеясь выстроить здесь личный рай, в то время как муж одержим только желанием поймать вдохновение для новой поэмы.
Мнимая идиллия рушится, когда в дом один за другим начинают являться незваные гости — пожилой добродушный мужчина (Эд Харрис), его любопытная эгоистичная жена (Мишель Пфайффер), затем два их сына (эти роли сыграли настоящие братья Брайан и Донал Глисоны). Жена с возрастающим ужасом наблюдает, как ее уютный дом постепенно охватывает хаос, и не может понять, почему любимый муж во всем потакает пришельцам, число которых растет в опасной прогрессии. Он так надеется, что именно они принесут долгожданное вдохновение? А может быть, он сам их и создал — из пепла и праха, как и ее саму?..
Собирая осколки
Поначалу фильм производит впечатление сюрреалистической, но земной притчи о кошмаре повседневности и одержимости творческого человека. Но отдельные моменты — вроде странной раны на спине героя Эда Харриса — уже в начале фильма прозрачно намекают: совы очередной раз не то, чем кажутся. И лишь к середине ленты за абсурдно-бытовым антуражем начинают проступать очертания беспощадной философской метафоры бытия, рассуждения о смысле которой, к сожалению, лежат за гранью спойлеров. Позволю себе объяснить лишь пару бросающихся в глаза вещей.
Название картины не случайно пишется именно так — со строчной буквы. Здесь прямая аналогия с написанием слова «вселенная»: с заглавной буквы, когда она наша единственная, и со строчной, когда она лишь одна из многих, сменяющих друг друга в вечной беззвучной темноте. И в нарочитой темноте кадра Даррен Аронофски выстраивает неуютное, давящее и пугающее пространство, подобно тому, как поэт окровавленными руками собирает осколки очередного кристалла жизни, разбитого в житейской суете его же творениями.
Это уму непостижимо, но многие высоколобые критики так и не уловили, кто же такие на самом деле этот самовлюбленный и эгоистичный демиург и его странные гости, хотя во второй половине картины режиссер позволяет себе совершенно прямые намеки. Что ж, тем, кто совсем уж в танке, проясню одну деталь: вомните странную рану на спине гостя? Так вот: там нет одного ребра. Все, дальше соображайте сами.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"