Трамбо /рецензия/ Trumbo
США (2015)
Драма, биография 18+
124 мин. / 02:04
|
|
Режиссер:
Джей Роуч
Сценарий:
Джон МакНамара, Брюс Кук
В ролях:
Брайан Крэнстон,
Дайан Лэйн,,
Хелен Миррен
Луис С.К.,
Эль Фаннинг, Джон Гудман, Майкл Стулбарг, Алан Тьюдик, Адевале Акинойе-Агбаже, Дин О’Горман ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Коммунист из Голливуда
Жил да был в Америке середины XX века кинодраматург Далтон Трамбо. Талантливый, остроумный, работящий. Два его сценария удостоились «Оскара». Вот только он эти «Оскары» не получил. Потому что являлся коммунистом, состоял в «черном списке» и был вынужден писать под псевдонимами. Теперь про него самого создали кино...
Бросая вызов Системе
Режиссер Джей Роуч, снявший байопик «Трамбо» с Брайаном Крэнстоном в главной роли, существует словно в двух ипостасях. Когда ему нужны деньги, он строгает фарсы вроде «Остина Пауэрса» и «Знакомства с Факерами». А когда хочет сказать нечто важное, жжет напалмом сатиры политическую кухню горячо любимой отчизны («Игра изменилась», «Грязная кампания за честные выборы»).
«Трамбо» явно относится ко второму случаю, поскольку четко обличает нравы 40-50-х годов с их разгулом маккартизма и «охоты на ведьм». В этом смысле картина является не только драмой о сложной творческой карьере третируемого кинохудожника, но и гневной филиппикой в адрес властей США и их прихлебателей из числа «патриотической интеллигенции». И есть подозрение, что постановщик метит своим фильмом не в давно умерших гонителей Трамбо, а в новое поколение узколобых американских консерваторов, под видом борьбы за демократию и вечные ценности пытающихся заткнуть рот инакомыслящим.
Только один шанс
К счастью, за всей своей страстью к политике Роуч не забывает о том, что все-таки ваяет биографическую драму, поэтому добросовестно (ну, приукрашивая, конечно, пущего эффекта ради) переносит на экран факты из жизни человека, написавшего сценарии «Римских каникул» и «Спартака».
Хотя видно, что как режиссер он далеко не Мартин Скорсезе, а лишь толковый ремесленник, у него есть козырь, выводящий его детище в премьер-лигу. Разумеется, в виде Крэнстона, наслаждающегося ролью ершистого, излишне идеалистичного, порой вздорного, но отмеченного печатью подлинного таланта человека. Который, в итоге, с помощью не поддавшихся давлению коллег (режиссер Отто Преминджер, актер Кирк Дуглас), победил Систему, одолев запрет на профессию — и простил друзей, его предавших.
Да, в целом картина получилась простоватой и ангажированной. И все же вполне добротной: даже зная из Википедии основные вехи жизненного пути ее героя, следить за тем, как они оживают на экране, крайне увлекательно. И пусть весь мир болеет в этом году за ДиКаприо, нельзя не заметить: Крэнстон тоже наиграл на «Оскар». Собственно, единственная категория, в котором «Трамбо» выдвинут на соискание премии Американской киноакадемии — «лучшая мужская роль». Зато заслуженно.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"