Это всего лишь конец света /рецензия/ Juste la fin du monde
Канада, Франция (2016)
Драма, 18+
95 мин. / 01:35
|
|
Режиссер:
Ксавье Долан
Сценарий:
Ксавье Долан, Жан-Люк Лагарс
В ролях:
Натали Бай,
Венсан Кассель,
Марион Котийяр,
Леа Сейду, Гаспар Ульель, Антуан Дерошер, Уильям Бойс Бланшетт, Саша Самар, Артур Куиллард ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Вещи в кладовке
Сюжет о возвращении блудного сына варьируется еще с библейских времен. Французский драматург Жан-Люк Лагарс тоже не прошел мимо этой темы, за 5 лет до смерти написав во многом автобиографическую пьесу, на основе которой Ксавье Долан поставил свою новую камерную драму «Это всего лишь конец света».
Молчать, чтобы слушать
Итак, 34-летний Луи (Гаспар Ульель) приезжает к своей семье после 12 лет отсутствия. Он был любимым сыном и братом, но слишком отличался от всех — своим талантом, амбициями и сексуальной ориентацией. В результате Луи сбежал из семьи, чтобы где-то там, в большом мире, стать успешным писателем и журналистом. Очень по-разному реагируют на приезд блудного родственника домочадцы.
Эксцентричная мать Мартина (Натали Бай) хочет устроить праздник и болтает без умолку. Младшая сестра Сюзанна (Леа Сейду) рада открыть для себя брата, которого еле помнит. Старший брат Антуан (Венсан Кассель), не простивший бегства, грубит и хамит. А его жена Катрин (Марион Котийяр), которая впервые видит Луи, старается смягчить остроту момента. Луи же старается молчать и слушать, потому что до него начинает доходить, сколько боли принес семье его отъезд. И сколько принесет возвращение, — ведь Луи приехал, чтобы сообщить о том, что умирает...
Молчать, чтобы оставили в покое
Потрясающий квинтет французских актеров (до этого Долан снимал только канадцев) виртуозно разыгрывает эту болезненную притчу о хрупкости близких отношений и бессилии одиночества. Подобно оставшимся от Луи вещам, давно выкинутым из его комнаты и убранным в кладовку, самые близкие люди оказываются друг другу чужими. Режиссер мастерски, на сей раз не прибегая к демонстрации насилия, одними диалогами нагнетает напряжение, доходящее до уровня настоящего триллера!
Яркие диалоги отражают боль членов семьи, каждый из которых в чем-то винит себя и спасается от снедающего чувства вины. И самые важные слова так и не прозвучат: ведь каждый предпочитает кривляться, ругаться, эпатировать или просто молчать, — лишь бы оставили в покое. В этой ситуации даже не важна сама болезнь Луи, — в фильме она не называется, но можно понять, что речь о СПИДе, от последствий которого умер автор пьесы. И конечно, Долан не мог обойтись без клиповой эстетики. От флешбэков, раскрывающих секреты и поставленных в виде ударных клипов на замечательные песни, просто не оторваться! Что ж, пора признать: из скандального кино-вундеркинда Ксавье Долан вырос в действительно большого мастера. Пожелаем ему новых успехов!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"