Прибытие /рецензия/ Arrival
США (2016)
Фантастика, 16+
116 мин. / 01:56
|
|
Режиссер:
Дени Вильнёв
Сценарий:
Эрик Хайссерер, по Теду Чану
В ролях:
Эми Адамс,
Джереми Реннер,
Майкл Стулбарг,
Форест Уитакер,
Марк О’Брайэн,
Эбигейл Пнёвски, Ци Ма, Натали Тибо, Рут Чианг ...
Официальный сайт фильма:
http://www.arrivalmovie.com/
|
Они пришли с целым миром
Голливуд приучил нас к тому, что если к нам и заявятся инопланетяне, то лишь для того, чтобы «Показать нам кузькину мать» и захватить Землю. НФ-драма «Прибытие» Дени Вильнева, к счастью, кино не из той оперы и предлагает куда более интересную, реалистичную и умную версию истории о Первом Контакте...
Универсальный язык
В основе картины лежит прекрасная повесть Теда Чана «История твоей жизни» (1998). И отрадно видеть, что это произведение получило, может, и не гениальную, но достойную экранизацию, вырвавшуюся за рамки жанрового кино. Недаром лента участвовала в программе Венецианского фестиваля. Это не бездумный боевик, а интеллектуальная драма, снятая в размеренной манере «Космической одиссеи 2001 года».
Сюжет фильма вращается вокруг лингвиста Луизы Бэнкс (Эми Адамс), рекрутированной для налаживания контакта с прибывшими на Землю негуманоидами. Мало того, что язык гостей из космоса кажется совершенно непостижимым — героине все время ставят палки в колеса военные и политики. Ведь корабли чужаков сели в разных странах, включая Китай и Россию. И вроде надо поскорее установить общение с визитерами, дабы опередить конкурентов, да только как при этом не сболтнуть пришельцам лишнего? Находясь под мощным психологическим давлением, Луиза может рассчитывать лишь на свои разум и сердце (и помощь симпатичного физика Иэна Доннелли в исполнении Джереми Реннера). Вскоре женщина осознает: язык инопланетян — не просто средство коммуникации, а универсальный инструмент постижения Вселенной, который может... Впрочем, это уже спойлер: финал картины поставит с ног на голову все, что мы знали о главной героине — именно благодаря поразительным свойствам языка чужаков.
Есть контакт!
Коли вы видели другие ленты Вильнева {«Пленницы», «Убийцы»), то сразу опознаете его фирменный стиль: минимализм, дефицит освещения, угрюмые цвета, гипнотическая музыка Йохана Йоханссона, герметичные характеры «себе на уме» и «холодная эмоциональность» в духе Кристофера Нолана и Андрея Тарковского. Иными словами, если вы любите яркие блокбастеры, «Прибытие» вас может крепко разочаровать, а вот ценителям умного авторского кино есть чем поживиться. Режиссер не держит зрителя за идиота и говорит с ним на равных, не разжевывая смысл происходящего и полагаясь на интеллект своей аудитории.
В общем, придраться можно лишь к тому, что Дени все-таки несколько упростил шикарную новеллу Чана со всеми ее многочисленными нюансами. И еще: методику налаживания контакта в картине показали все-таки дилетантски. Так, герои тупо пишут слова маркерами на доске, а правильно было бы использовать печатные символы, дабы не путать гостей из космоса разной формой написания букв от руки.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"