Молодость /рецензия/ Youth
Италия, Франция, Швейцария, Великобритания (2015)
Драма 18+
118 мин. / 01:58
|
|
Режиссер:
Паоло Соррентино
Сценарий:
Паоло Соррентино
В ролях:
Майкл Кейн,
Харви Кейтель,
Рейчел Вайс,
Пол Дано,
Джейн Фонда,
Поппи Корби-Туч, Алекс МакКуин, Нив Гачев, Том Липински, Эд Стоппард ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Старикам здесь место
Чтобы снять фильм о старости, необязательно называть его «Молодость» — есть в этом какое-то артхаусное пижонство. Но режиссеру Паоло Соррентино сложно поставить на вид за столь невинный выпендреж. Кино-то у него вышло интересное. А победителей не судят — лишь гладят порой против шерсти, чтобы не зазнавались...
О друзьях-товарищах
В центре повествования — двое пожилых приятелей: композитор Фред (Майкл Кейн) и кинорежиссер Мик (Харви Кейтель). И хотя им хорошо в обществе друг друга, по темпераменту и отношению к жизни они люди довольно разные. Если Фред на склоне лет ушел в себя, погрузившись в благородное творческое молчание, Мик еще полон задора и вовсю планирует некий эпохальный проект, который явно видит чем-то вроде художественного завещания миру.
Герои встречаются в живописном отеле где-то в Швейцарии и оказываются в компании множества неординарных персонажей, с которыми не то чтобы активно взаимодействуют — скорее, наблюдают за ними. Ведь именно созерцательность присуща старикам, которые с любопытством и легким удивлением отмечают, как изменился (и при этом парадоксальным образом остался прежним) мир вокруг них. И из этих размышлений — не шибко оригинальных, скорее, уютно-банальных, но проверенных опытом многих поколений — рождается хрупкая гармония «осенней» мелодии человеческой жизни...
По стопам Феллини
Режиссер предельно ненавязчив и отказывается двигать сюжет в голливудском смысле. Его творческий метод — размеренное собирание мозаики эпизодов, облагороженных мягким юмором и красотой часто попадающих в фокус камеры откровенно видовых кадров. Недаром Соррентино называют последователем Феллини: он также привержен идее, что жизнь состоит из череды волшебных мгновений, поэтому фокусируется не на развитии персонажей, а на фиксации этих чарующих моментов. Будто пишет картину, а не снимает ее.
Многие критики такой подход не одобряют: в их понимании он низводит кино до статичного слайд-шоу с дефицитом оригинальных идей. Но автор этих строк с ними не согласен. При всей неспешности и созерцательности «Молодость» успевает поднять много важных тем: от хронического одиночества настоящего художника — до понимания сути искусства дружить. Только делает это не в лоб, а вскользь, не заслоняя забавными трюизмами возможность для зрительской интерпретации.
Фильм Соррентино производит уникальное впечатление: он не так сложен, как представляется неофиту, — и при этом не так прост, как кажется продвинутому эстету. А это верный признак неординарного кино, о котором еще долго будут спорить.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"